Раскрывая структуру педагогической деятельности, фиксируя конкретную иерархию и взаимосвязь ее составных частей (базовых принципов, элементарных действий и операций), мы можем построить ту или иную педагогическую технику (развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, коллективная система обучения и т.п.). Однако, в деятельности конкретного учителя, преподающего в конкретном классе конкретный предмет, эта общая техника превращается в конкретную, соответствующую именно данным педагогическим условиям. Можно сказать, что педагогическая деятельность конкретного учителя реализуется в виде конкретной педагогической техники, которая определяется четырьмя основными составляющими: учителем, классом, предметом и используемой педагогической техникой в широком смысле. В силу выше сказанного, и структурный анализ педагогической деятельности учителя должен содержать анализ указанных четырех компонент.
1. Анализ личности учителя
Как будет видно ниже, какую бы компоненту педагогической деятельности или техники мы не анализировали, мы неизбежно будем "захватывать" области анализа остальных компонент. Этот факт говорит лишь о том, что педагогическая деятельность представляет собой сложную систему (т.е. систему, в которой можно выделить бесконечное количество подсистем). Тем не менее, несмотря на определенную условность используемой классификации, она позволяет структурировать педагогическую деятельность образом, удобным для дальнейшего осуществления педагогического проектирования. С точки зрения общего подхода к анализу личности учителя (т.е. к самоанализу своей личности), мы должны сперва описать основные существующие или возможные типы учителя, после чего определить свой собственный тип. По сути дела мы должны построить классификацию типов педагогов.
Для проведения классификации множества элементов, мы должны выделить классификационный параметр, относительно которого и будем распределять элементы выбранного множества. Для каждого элемента рассматриваемого множества можно выделить обычно не один принадлежащий ему параметр. В зависимости от того, какой из них будет положен в основу классификации, мы будем получать различные классификационные структуры одного и того же множества. Чем больше параметров может быть выделено в описании элементов системы, тем больше возможных классификаций может быть построено на основе избранного множества элементов. Сложность изучения гуманитарных систем объясняется, в частности, тем, что каждый отдельный человек (и тем более социальные группы) описывается очень большой совокупностью физических, физиологических, психологических, социальных и пр. параметров. Этим же объясняется множественность подходов и теорий, описывающих человека, человеческую деятельность и человеческое общество. Следует отметить, что все они по-своему правильные, так как каждая из них отражает определенную сторону человеческой жизни.
В рамках деятельностной парадигмы, ведущим параметром личности является тип его самоопределения. С этой точки зрения, первым вопросом, на который должен ответить учитель в условиях структурного анализа собственной деятельности, является вопрос "какие педагогические ценности я реализую в свой работе". Существуют, естественно, вопросы, эквивалентные по своему смыслу, например: "зачем нужен учитель", "ради чего я работаю" и т.п В зависимости от ответов, данных на указанный вопрос, можно сделать предположение о типе самоопределения учителя (проверить данное предположение можно только путем соотнесения реальной деятельности учителя и его представлений о ней).
На возможность самоопределения в экзистенциональном смысловом пространстве будут указывать ответы типа "хочу сформировать у учащихся чувство самоуважения", "стараюсь раскрывать способности каждого". Подобные ответы проявляют образовательные ценности педагога.
На возможность самоопределения в культурном смысловом пространстве будут указывать ответы типа "я должен видоизменить программу предмета", "нужно освоить индивидуальный подход к учащимся. Подобные ответы показывают образовательные цели учителя, т.е. перспективные, стратегические результаты работы с данными учащимися, на достижение которых направлена его деятельность.
Это интересно
Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации
ФГОС второго поколения
«Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС), о котором говорится в послании президента РФ Д. Медве ...
Праздник как фактор реализации социально-культурной деятельности и
современные технологии организации
Культурная политика традиционно имела значимую роль в развитии общества и являлась основной его развития. Сегодня происходит постепенное осмысление культуры не только как системы конкретных ценностей, но и признание ее в качестве инструмента, способного оказывать направленное и прогнозируемое влиян ...
Процесс обучения
Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Он призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специал ...