pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника » Возможности воспитывающего и развивающего обучения естествознанию

Возможности воспитывающего и развивающего обучения естествознанию

Страница 1

В экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону ¾ восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность ¾ возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность ¾ определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».

Проблема экологического воспитания и определение роли кружковой работы в начальной школе достаточно полно разработана в теории и практике современной школы. Так, по мнению Захлебного, человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Методические основы формирования экологического воспитания школьников разработаны в трудах Б.Т. Лихачева.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах О.Д. Бобылевой. С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвина, изучая данную проблему, особое внимание уделяют психолого-педагогическому обоснованию.

З.Л.Кириллова считает, что в системе экологического воспитания исключительно важную роль играет именно начальная школа, где дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознает ли они ценности природы в жизни человека, связи человека с природной средой, насколько природы в жизни человека, связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природе.

Роль внеклассной работы, в частности кружка, рассмотрена в статье Л.Д. Бобылева. Автор данной статьи подчеркивает значение внеклассной работы в экологическом воспитании младших школьников. С.П. Баранов считает, что внеклассная работа должна строится на следующих принципах:

- принцип добровольности;

- принцип учета возрастных особенностей;

- принцип инициативы школьников;

- принцип романтики и игры.

Выделяя данные принципы, Баранов отмечает, что внеклассная работа должна строится на основе интереса и самодеятельности учащихся.

С точки зрения В.М.Минаевой, на уроках естествознания недостаточно времени для глубокого изучения материала, поэтому для того, чтобы пополнить пробелы, получить новые знания, учителю необходимо особое внимание внеклассной работе. Внеклассная работа должна тщательно планироваться, иметь разные формы, содержать в себе различные методы, и только тогда учитель достигнет поставленной цели. Значение внеклассной работы в экологическом воспитании подчеркивают З.А. Клепнина, Л.М. Хафизова, Д.С. Ермакова и другие.

«Творчески работающие учителя ищут и находят разнообразные пути вовлечениях учащихся начальных классов в прекрасный мир природы». Так в исследованиях И.Т. Суравегиной, внеклассная работа позволяет расширить рамки учебной программы, использовать работу музея, кружка, клуба в целях пропаганды природоведения.

В последние годы были исследованы и принципы построения учебных предметов естественнонаучного цикла, направленных на экологическое воспитание младших школьников, на основе его появились новые предметы в начальной школе, разрабатываются новые формы и методы внеклассной работы.

Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстетический мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: "Растения всех радуют"; "Они нам нравятся", "Украшают город"; "Делают нашу жизнь красивой"; "Лес - наш друг"; "Без птиц было бы скучно встречать весну". В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: "Я сделал плохо, когда был маленьким"; "Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь". Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую не точно. Для большинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не дифференцируют свои действия и действия других по степени значимости их влияний на природу. Допускаются неправильные суждения при объяснении, почему надо беречь природу: "Деревья вырабатывают кислород и уничтожают газ"; "Если бы не было муравьев, лес был бы грязным" и др.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Практический опыт самоанализа педагогической деятельности преподавателя технологии
Самоанализ урока технологии проведенного 21.11.2005. в 6 классе Тема: «Технология точения на токарном станке ТСД-120» Раздел – Машиноведение (2урок). Урок проводился в комбинированной мастерской по обработке металла и древесины. Цель урока: «Создать условия для ознакомления учащихся с технологией т ...

Химические и физические свойства молекул и веществ
В основе определения химических свойств находится молекулярная и структурная формулы веществ и реакционная способность. Обобщение химического эксперимента позволило создать теорию химического строения. Эта теория существенно обогатила науку о веществах, которой пользуются во многих других отраслях ...

Становление урока музыки как урока искусства
Современный взгляд на урок музыки все больше отстаивает то положение, что урок музыки прежде всего должен быть уроком искусства. Сторонников преподавания музыки в школе как искусства становится все больше. Однако именно в понимании того, что нужно сделать, чтобы урок музыки стал действительно уроко ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru