Также важным условием развития творческого потенциала является свобода личности. Обладая свободой выбора и смены видов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечет за собой создание множества разнообразных образов и их комбинаций в сознании. Таким образом, воображение состоит не только в создании образов, но и в их отборе и комбинировании, т.е. воображение вносит свой вклад в воспитание творческой личности, способной делать выбор целей, способов и средств своей деятельности.
Итак, воображение в творчестве играет как подчиненную роль, поставляя материал для мышления, так и самостоятельную, помогая человеку решать задачи тогда, когда мыслительным, логическим путем это невозможно. В педагогическом плане необходимо в процессе воспитания воображения максимально развивать и задействовать способность к построению образов в нашем сознании. В общеобразовательной школе необходимо воспитывать научное, художественное и техническое творчество.
В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики человека. На связь воображения и эмоции указывал Л. С. Выгодский. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание и преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.
Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. В. С. Решетько выделяет основные признаки педагогического творчества:
владение приемами научного анализа и синтеза;
умение внедрять науку в практику;
видение основополагающих внедрения;
способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;
способность видеть в опыте других педагогов идеи, которые помогают им двигаться к вершинам профессионализма;
умение использовать опыт других учителей;
выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явлений с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, уметь видеть общие признаки отдельных фактов);
умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать вредные стереотипы в образовании;
умение переносить знания в различные педагогические условия и ситуации [6]. На этот счет также сказал М. С. Абазовик : «Гаворя в данной связи о мастерстве педагогов, наиболее талантливыми нужно считать, вероятно, не тех учителей, которые обладают некоторой особенной методикой, а тех, которые умеют вызвать у воспитанников чувство удовлетворения от умственной работы, без которого не бывает таланта .»
Поэтому актуальной для учреждений образования становится задача организации методической работы по проблеме работы с одаренными учащимися. Целесообразно включения вопросов организации работы по развитию творческого потенциала учащихся в работу методических объединений, семинаров-практикумов, педагогических советов.
Значит, для воспитания творческой личности необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному ее развитию. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.
Это интересно
Группа как социально – психологический феномен
Понятие группы. Виды (классификация) групп. Большие и малые социальные группы. Определение малой группы и её границы. Классификация малых групп. Стили лидерства. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Стадии и уровни развития группы. Социометрическое направление ...
Значение и специфика театрального искусства
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - ...
Теории происхождения игры
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет. Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества. Начало разработки общей теории игр ...