Ведущая роль речи, слова в воспитании мышления заключается в том, что мысль не только формулируется, но и формируется в словах.
Итак, для воспитания творческой личности следует целенаправленным образом воспитывать мышление учащихся. Основой творческого мышления является формально-логическое, которому присущи творческие начала. Для воспитания данного мышления необходимо изучение предметов всех областей знаний, целенаправленное стимулирование всех типов мышления в рамках изучения одного предмета с учетом возрастной динамики мотивов деятельности учащихся, роли наглядности, речи в обучении.
В нынешнее время без развитого воображения у учащегося невозможен продуктивный процесс воспитания творческой личности.
Воображение ¾ психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта . Важнейшая задача воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.
Построение образов в педагогической практике происходит при воспитании восприятия, представления, памяти. При этом мало внимания уделяется воссоздающему воображению, т.е. построению образов объектов ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или изображением.
На сегодняшний день педагогическая практика и теория не выделяет воспитание воображения как особую педагогическую задачу.
Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности ¾ художественной, конструкторской, научной.
В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления, если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задания.
Воображение становится жизненно важным, когда человек сталкивается с необходимостью осмысления наиболее сложных сторон действительности, которые столько многогранны, что выявить их сущность на основе мышления просто не возможно.
Без развитого воображения нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности.
Таким образом воображение играет важную роль в творческом процессе, зачастую являясь необходимым средством решения задачи.
Многие люди обладают способностью создавать психические картины не только объектов, которые они видели, но и предметов, которых они не видели никогда. Так некоторые люди могут слушать музыку «умственно», думая о музыкальной композиции или смотреть ноты и конструировать мелодию в воображении. Другие в состоянии переживать в воображении мышечные движения или оживлять запахи, которые они встречали ранее. Иногда человеку, обладающему выраженной способностью какого-либо вида воображения, бывает трудно представить себе, что другие не могут этого сделать. Часто считают, что люди с развитым одним видом воображения лишены другого вида. Однако это не так: у многих отмечается хорошее развитие различных видов воображения ¾ зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и т.д.
Творческий потенциал воображения определяется способностью переносить (обобщать) действия (деятельности) с одного материала на другой, с одних отношений на другие. У каждого человека способность воображать очень личностна, своеобразна. Таким образом, творческое воображение, с одной стороны характеризуется индивидуально-неповторимым своеобразием, с другой стороны ¾ проявлением во всех сферах человеческой деятельности.
Это интересно
ЧС локального характера в содержании школьного курса ОБЖ
Подготовка учащихся к действиям ЧС локального характера осуществляется при изучении тем: «Безопасность в быту», «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Активный отдых на природе», «Автономное существование человека в природной среде». ...
Применение методов обучения
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, т. е. знать их сравнительные возможности. При выборе методов обучения нельзя не учитывать особенности учеников. Н. К. Крупская писала: « . методика органически ...
Использование игры на уроках иностранного языка
Психолого-педагогическая характеристика испытуемых Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе Лингвистической гимназии №13, Нижегородского района, работа проводилась по предмету - иностранный язык в 5 «А» классе у учителя Крючковой Виктории Игоревны, которая имеет первую категорию и стаж р ...