pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Соотношение понятий "общение" и "отношение", различные подходы и исследования к пониманию межличностных отношений

Соотношение понятий "общение" и "отношение", различные подходы и исследования к пониманию межличностных отношений

Страница 1

По мнению М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений.[ ] Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М.Андреева, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский). В тоже время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней, душевной жизни( в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение - это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.

М.И.Лисина выделяет различные формы общения со сверстниками, где были описаны, начинающиеся складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Этим же вопросом ( развитие избирательных привязанностей к сверстнику в дошкольном возрасте) занималась и Р.А.Смирнова (1981). Её данные свидетельствуют в пользу гипотезы, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении. Такой же теме была посвящена работа Р.К.Терещук (1986). Она изучала изменение содержания потребности в общении с ровесниками путём исследования психологической природы естественно сложившихся избирательных отношений у детей. В итоге была создана комплексная характеристика предпочитаемого ровесника и выделены популярные дети в каждой возрастной группе. По результатам исследования автор делает вывод о том, что в основе избирательного отношения дошкольников к популярным детям лежит способность последних адекватно удовлетворять коммуникативную потребность ровесника. Популярный ребёнок инициативен, чувствителен к воздействиям сверстников, его ответы выражают доброжелательность, внимание, признание и сопереживание ровеснику, а отзывчивость адекватна содержанию устремлений дошкольников к контактам с ровесниками.

Таким образом, в современной психологии существуют различные подходы к пониманию " межличностных отношений", каждый из которых имеет свой предмет изучения.

Наиболее распространённым подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях ( Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина, В.Р.Кисловская, А.В.Кривчук, В.С.Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся всё более предпочитаемыми большинством в группе, другие всё прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребёнка со сверстниками. Основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребёнка. Межличностные отношения рассматривались и оценивались в основном количественно ( по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности). Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки(Т.А. Репина). Субъективный образ другого человека, представления ребёнка о сверстнике, качественные особенности других людей оставались за рамками данных исследований.

Страницы: 1 2

Это интересно

Химические и физические свойства молекул и веществ
В основе определения химических свойств находится молекулярная и структурная формулы веществ и реакционная способность. Обобщение химического эксперимента позволило создать теорию химического строения. Эта теория существенно обогатила науку о веществах, которой пользуются во многих других отраслях ...

Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональ ...

Особенности обучения младших школьников
Психологические особенности младшего школьного возраста. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru