Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Метод проектов в образовательной области «Технология» выступает с одной стороны как педагогическая технология, а с другой как организация деятельности учащихся по методу инженерного проектирования. Проектная деятельность соответствует общепсихологическому пониманию деятельности, раскрытому в трудах Л.С. Выговского, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна и др.
Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности. Проектный метод способствует созданию у обучаемых положительной мотивации, поскольку ребенку постоянно интересно, так как интерес тесно связан с созидательной активностью, когда ребенок делает для себя открытие: «Я сам могу!».
Как справедливо считает Н.Ю. Пахомова, в традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Необходимо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а воспроизводить их на практике. Метод проектов позволяет сформировать у учащихся информационную, коммуникативную компетенции.
Согласно Н.Ю. Пахомовой, учебный проект является интегративным дидактическим средством развития, обучения, воспитания, позволяющим вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, учить:
проблематизации;
целеполаганию и планированию деятельности;
самоанализу и рефлексии;
презентации хода своей деятельности и результатов;
умению готовить материал для поведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетипичных ситуациях;
выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Анализ литературных источников показывает, что нет устоявшейся терминологии, позволяющей единообразно описать деятельность в рамках проекта. Разные авторы делят процесс выполнения проекта на стадии, этапы, фазы, компоненты.
По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, эскизы, дневные планы, отчеты. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт .
Авторы пособия «Метод проектов в технологическом образовании школьников» выделяют пять основных компонентов проекта:
определение потребности и формулировка задачи;
Это интересно
Особенности проявления тревожности в младшем
школьном возрасте и ее связь с характеристиками внимания
В предыдущем параграфе были рассмотрены основные взгляды на проблему тревожности. Далее мы рассмотрим особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте и ее связь с характеристиками внимания. Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко в ...
Экранное представление тестовых вопросов
Обратимся к способам представления тестовых вопросов на экране компьютера, а точнее, к экранным элементам тестовых вопросов и управлению ими. Сначала перечислим эти элементы: - поле вопроса; -поле иллюстрации; - поле ответа; -информационное поле; -поле пояснения правильного ответа; -скрытое поле ка ...
Особенности проведения детских праздников в
крупных городах
Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и у ...