При изучении древнегреческих мифов можно провести ролевую игру «Запутанный рассказ». Классу предлагается три рассказа, подготовленные учениками из творческой группы. Слушателям нужно установить ошибки и неточности в сообщениях.
Рассказ первый может быть о жизни Геракла, рассказ второй – о Прометее, рассказ третий – о Дедале. После каждого рассказа учащиеся называют неточности и ошибки. Группа экспертов подводит итоги упражнения.
При организации ролевых игр нужно обязательно помнить, что речь идет не о демонстрации учащимися актёрских способностей, а об умелом отображении выбранного процесса. Для начала необходимо выбрать тему для симуляции и основной вопрос, который будут решать ученики, затем спланировать сценарий, продумать распределение ролей, дать учащимся достаточное количество информации, чтобы они могли убедительно выполнять свои роли и одновременно учиться.
Дискуссии являются важным способом познавательной деятельности учеников в процессе обучения. Дискуссия – это широкое публичное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса. Она в значительной степени способствует развитию критического мышления, дает возможность определить собственную позицию, формирует навыки отстаивания своей точки зрения, углубляет знания по обсуждаемой проблеме [10,64]. Это полностью отвечает задачам современной школы. В дидактике некоторые специалисты относят дискуссию как к методам обучения, так и к формам организации обучения. Некоторые исследователи считают дискуссию разновидностью игровых форм занятий. Дискуссия может выступать как метод усвоения знаний. Закрепления их и выработки умений и навыков, как метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учеников, а также метод стимулирования и мотивации учёбы.
Современная дидактика признает огромную общеобразовательную и воспитательную ценность дискуссий. Они учат глубокому пониманию проблемы, самостоятельной позиции, оперированию аргументами, критическому мышлению, уважению к мнениям оппонентов, лучшему пониманию других людей, способствуют формированию собственного взгляда на мир.
Проведений дискуссий на уроке литературы необходимо начинать с постановки конкретного дискуссионного вопроса, не имеющего однозначного ответа и допускающего разные варианты решения, в том числе и противоположные. Все высказывания участников должны быть в русле обговариваемой темы. Учитель должен исправлять ошибки и неточности, допущенные учениками. Все утверждения учеников должны быть аргументированными, для этого учитель может поставить такие вопросы: «Какие факты свидетельствуют в пользу твоей мысли?», «Как ты размышлял, чтобы прийти к такому выводу?». Дискуссия может заканчиваться как консенсусом, так и сохранением существующих разногласий между участниками.
При планировании дискуссии нужно учитывать несколько важных моментов: время, необходимое для проведения, его согласованность с другими видами работы на уроке; место, которое должно давать возможность совершать все необходимые передвижения учеников и создавать оптимальные условия для обсуждения проблемы; материалы, необходимые для работы и наглядного отражения результатов; письменные инструкции о способе выполнения задания, умение работать в группе. В течение всей работы групп учитель держит в поле зрения три основных момента: цель, от которой нельзя отклоняться; время, которого нужно придерживаться; итоги, которые нужно подвести, чтобы не потерялся смысл самой дискуссии.
Это интересно
Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего, состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих ко ...
Значение развития
быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
Воспитание психофизических качеств - необходимое условие полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать - нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые необходимо развивать. Изучением того, что представляют собой двигательные качес ...
Обобщение и анализ экспериментальной работы
Среди многообразия социальных групп, в которые индивид последовательно включается в ходе своей жизни, легко выделить те, которые оказывают наиболее значительное развивающее и воспитывающее воздействие на него: семья, группа детского сада, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив. В ц ...