Начинать работу по обучению учеников ведению дискуссии можно с технологии «Пресс». Эта технология используется при обсуждении дискуссионных вопросов и при проведении упражнений, в которых нужно занять и чётко аргументировать определенную позицию по обсуждаемой проблеме. Метод учит школьников вырабатывать и формулировать аргументы, высказывать мнение по спорным вопросам выразительно и сжато, убеждая других.
Например, при изучении трагедии Гете «Фауст» можно предложить для обсуждения такой вопрос: «Кто же прав о сущности человека – Господь или Мефистофель?»
Прежде чем задать вопрос ученикам, необходимо раздать карточки, в которых обозначены четыре этапа метода «Пресс».
1. Сообщите, в чём состоит ваша точка зрения (начиная со слов… я считаю, что…).
2. Объясните причину возникновения такой точки зрения (начинать словами …потому, что…).
3. Приведите примеры, дополнительные аргументы в пользу вашей позиции, назовите факты, которые демонстрируют ваши доказательства (…например…).
4. Обобщите свою мысль (сделайте вывод, начиная словами: итак, таким образом…).
После объяснения механизма работы метода нужно ответить на возможные вопросы учеников, привести примеры к каждому этапу. Необходимо предложить желающим применить этот метод к любой проблеме по их выбору. Лишь тогда, когда формула будет понятна всем ученикам, можно предложить данный вопрос.
Ещё один метод, полезный для работы с дискуссионными вопросами, называется «Займи позицию». Его можно использовать в начале урока для демонстрации разнообразия взглядов на изучаемую проблему или после овладения учениками определенного объема информации и сознания возможности противоположных точек зрения.
Рассматривая противоположные мнения, ученики знакомятся с альтернативными мнениями, прогнозируют, какие последствия могут иметь их решения для других людей и общества в целом, на практике отработают умение защищать собственную позицию, научатся слушать других и получат дополнительные знания по теме.
Рассмотрим использование этого метода на примере урока литературы в 9 классе при изучении трагедии «Фауст» Гете.
Учитель может предложить ученикам следующий дискуссионный вопрос:
- Может ли Мефистофель праздновать победу в конце первой части произведения, ведь он погубил Маргариту и взял с собой Фауста?
В противоположных углах класса необходимо разместить плакаты с таким содержанием:
Нужно попросить учеников стать возле плаката, отображающего их точку зрения. Группам, образовавшимся при этом, можно предложить выработать общие аргументы. После того, как представители каждой группы выступят, ученикам предлагается перейти в другую группу и аргументировать причины своего перехода. Затем учащиеся называют самые убедительные аргументы своей и противоположной стороны.
Более духовной формой общения, которая характеризуется высокой динамикой и эмоциональностью, являются диспуты. Главная цель диспута – решение сложных морально философских вопросов, воспитания культуры общения. Перед диспутом можно обратиться к школьному психологу, с просьбой провести практические консультации морально-этического характера, чтобы познакомить детей с правилами ведения дискуссий. Необходимо оформить эти правила в виде памятки для каждого ученика. С целью достижения атмосферы сотрудничества, открытости, взаимоуважения, объявляется, что каждый ученик имеет право высказать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением других. В таких уроках познания истины принимают участие все ученики.
Это интересно
Характеристика здорового образа жизни
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в уд ...
Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная
проблема
Проблема охраны психического здоровья детей актуальность которой становится все более очевидной в связи наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-пс ...
Методика создания учебной мультимедийной
презентации
В современном обществе использования компьютерных технологий на уроках начинается уже с начальной школы. Мультимедийные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оператив ...