Поскольку сущность интерактивных технологий предусматривает взаимодействие, то проектирование этих технологий и создание их моделей должно базироваться на новых принципах отношений между учителем и учениками: доверия, партнерства, взаимопонимания, сотрудничества, помощи и поддержки, терпения, уважительного отношения к интересам и возможностям участников взаимодействия. Авторитаризм и бестактность помешают созданию комфортной коммуникативной среды и могут спровоцировать негативное отношение учеников к новым технологиям и к учителю в первую очередь.
Необходимо придерживаться конкретных правил при моделировании форм интерактивных технологий. Во-первых, к работе должны быть привлечены все ученики. Нужно уделить внимание психологической подготовке детей. Ведь часто бывает так, что не все ученики готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Очень полезны в этом случае разминки, поощрения за активное участие в уроке. Во-вторых, в работе не должны принимать участие более 30 учеников. Только при таком условии возможна эффективная работа в малых группах, ведь очень важно, чтобы каждый был услышан, каждая группа могла выступить. Необходимо внимательно отнестись к выбору помещения для работы. Класс должен быть приготовлен таким образом, чтобы ученикам было удобно пересаживаться, передвигаться. В-третьих, надо заранее обговорить, что все участники должны с уважением и пониманием относиться к точке зрения друг друга. Необходимо также договориться о регламенте выполнения работы. Деление участников на группы лучше построить на добровольной основе.
Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьника без создания условий для самостоятельного освоения, получения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя – не подавать знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений обучать себя. Конечно, никакое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Сотрудничество ученика и учителя предусматривает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, которая предоставляется ученику. Это приведет к личностному становлению школьника и его развитию.
Содержание интерактивного взаимодействия учителя и ученика в условиях школы – программный учебный материал. Цель интерактивного обучения для современной школы в условиях её модернизации – общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. Результатом такого обучения является создание дидактических условий для переживания учениками ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.
Предусматривается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учеников за относительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных умений, которые определяют успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение эффективнее, результативнее обучения в этом направлении каждого отдельного школьника.
Содержание учебного материала по литературе включает огромное количество различных видов знаний, что в значительной мере определяет сложность и неоднозначность его понимания и усвоения школьниками на разных этапах обучения. Уже по этой причине структурная и содержательная сложность учетного материала – перспективная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, которые определяют успех и результативность в развитии и формировании личностных качеств ученика.
Это интересно
Использование систем информационного обеспечения для
решения задач управления школой
При формировании информационного обеспечения управления школой необходимо ответить на ряд вопросов: какая информация нужна и как организовать ее сбор. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле слова лишь при условии ее использования для решения конкретных внутриорганизацио ...
Обобщение и анализ экспериментальной работы
Среди многообразия социальных групп, в которые индивид последовательно включается в ходе своей жизни, легко выделить те, которые оказывают наиболее значительное развивающее и воспитывающее воздействие на него: семья, группа детского сада, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив. В ц ...
Инвестиция в качество российского образования
Задачи: создание образцов высокого качества образования («точек роста»), поддержка классных руководителей и учителей начальных классов; стимулирование созидательной активности молодежи (проекты развития городов, сел, регионов, предпринимательские инициативы, достижения в спорте, учебе, науке, культ ...