На данном этапе исследования нашей задачей является выявление особенностей межличностных отношений старших дошкольников. В психологии существуют определенные методики (условно делящиеся на объективные и субъективные), позволяющие выявить наличие данных особенностей. К объективным методикам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников (симпатии или антипатии). Субъективные методики направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.
Для проведения экспериментальной работы были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Всего в эксперименте принимало участие 30 детей МДОУ № 69 г. Красноярска: по 15 детей в контрольной и экспериментальной группах.
При проведении эксперимента были использованы следующие методики:
- социометрическое исследование "Секрет" (Репина Т.А.);
- методика "Лесенка" (дополненена Е.О.Смирновой)
Название методики: " Секрет".
Цель: изучение взаимоотношений между детьми в группе.
Каждого ребёнка "по секрету" от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трём детям группы. После этого подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы "предпочитаемых", "принятых", "непринятых", "изолированных".
I – "предпочитаемые" - 6-7 выборов
II – "принятые" - 3-5 выборов
III – "непринятые" - 1-2 выбора
IV – "изолированные" - не получившие ни одного выбора.
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ): соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4).
УБВ высокий при I+II > III+IV
УБВ средний при I+II = III+IV ( или незначительном расхождении)
УБВ низкий при I+II < III+IV
Важным показателем УБВ является также "индекс изолированности", т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%)
Инструкция: "Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной (ребёнку дают три картинки)"
Используя результаты первого этапа констатирующего эксперимента, мы получили диагностические данные, которые занесли в таблицы 1, 2. Таким образом, анализ данного материала показал следующие результаты:
Контрольная группа.
I – "предпочитаемые" - 2 чел. 13%
II – "принятые" - 5 чел. 34%
III – "непринятые" - 6 чел. 40%
IV – "изолированные" - 2 чел. 13%
УБВ 7 < 8 расхождение незначительное )
Индекс изолированности = 13%
В данной группе преобладающее количество детей находится в статусной категории "непринятых", одинаковое количество детей в категориях "предпочитаемых" и "изолированных". Уровень благополучия взаимоотношений в группе - средний. Индекс изолированности = 13%, что является достаточно хорошим результатом.
Экспериментальная группа.
I – "предпочитаемые"- 3 чел. 22%
II – "принятые" - 4 чел. 26%
III – "непринятые" - 4 чел. 26%
IV – "изолированные" - 4 чел. 26%
УБВ 7 < 8 (расхождение незначительное )
Индекс изолированности = 26%
Это интересно
Технология создания мультимедиа курса
Схематически жизненный цикл автоматизированного учебного курса может быть представлен в виде каскадной модели, включающей пять основных этапов: Стратегическое планирование Проектирование Реализация учебного курса Тестирование Эксплуатация и сопровождение. На этапе стратегического планирования опред ...
Роль медиа в жизни современных школьников,
сущность медиакультуры
Сегодня медиа – один из основных факторов социализации молодого поколения. Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «эпоху глобализации». В тоже время ясно одно: мы жи ...
Значение сказки в нравственном воспитании
старших дошкольников
Обратимся к словарю С. Ожегова и найдём определение сказки. "Сказка повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил". Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров устноэтическ ...