Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория) .
М.Я. Виленский, С.О. Авчинникова (2004) считают, что необходимой и главной предпосылкой сохранения здоровья является здоровый образ жизни, как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, совокупность подобного, но не тождественного, продукт коллективного творчества. Его реализация на уровне отдельного человека осуществляется в форме здорового стиля жизни – модели более вариативной, личностно соотнесенной. Они предлагают следующую систему показателей, характеризующих здоровый и нездоровый стиль жизни, отраженную в таблице 1.
Таблица 1
Система показателей здорового и нездорового стиля жизни
Показатели |
Здоровый стиль жизни |
Нездоровый стиль жизни |
цель жизни |
глубоко осознана и связана с реализацией себя как субъекта культуры, нравственности, исторического процесса и собственной жизни |
Четко не определена, не связана с реализацией истинного предназначения человека |
принципы жизни |
Отвечают природосообразности и этнокультуросообразности |
Противоречат видовым законам и аксиологическим ориентирам общества |
позиция в жизни |
Интернальная, при которой ответственность за все события в жизни личность возлагает на себя. Активность и самостоятельность |
Экстернальная, т.е. упование на судьбу, провидение, помощь извне, обвинение окружающих в чинимых препятствиях, что сочетается со стадностью и конформизмом |
Уровень жизненных проявлений |
Духовный |
Утилитарный |
Мироощущение |
Оптимистичное, жизнерадостное. Адекватное восприятие окружающей действительности, способность жить настоящим и строить планы на будущее |
Пессимистичное. Дискретность в восприятии своего жизненного пути |
Отношение к людям |
Эмпатийное, альтруистическое, терпимое |
Эгоистическое, индивидуалистическое, потребительское |
Отношение к природе |
Осознание себя частью природы, готовность к экологичному взаимодействию |
Принятие роли хозяина природы, стремление использовать ее лишь как источник благ и удовольствий |
Отношение к своей личности |
Основывается на развитых рефлексивных способностях и стремлениях максимально раскрыть потенциальные индивидуальные возможности |
Равнодушное, устранение от саморазвития, приводящее к деградации личности |
Отношение к здоровью |
Как к важнейшей ценности, что порождает стремление к здравотворчеству и требование жить так, чтобы не болеть |
Как к некой данности, которая подлежит коррекции только путем специального медикаментозного вмешательства, и эта данность с возрастом неизбежно утрачивается, отсюда закономерна пассивная, созерцательная позиция по отношению к своему здоровью |
Отношение к профессиональной деятельности |
Как к возможности творческой самореализации, способу достижения основных жизненных целей |
Стремление к карьере как самоценности, обеспечивающей высокий статус и солидное материальное положение |
Отношение к культуре |
Как к средству восхождение к общечеловеческим ценностям и идеалам, стремление к культурному жизнеустройству и повышению своего культурного уровня |
Недооценка культуры как «среды, растящей и питающей личность». Ориентация на «псевдокультуру», замедление культурного роста |
Система потребностей |
Разумная, четко иерархизированная: примат духовных потребностей |
Сужение сферы потребностей доминирование локальных, стереотип «стадных» потребностей |
Это интересно
Теоретические основы логопедической работы по формированию
атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР
При разработке методики за основу были положены следующие научно-теоретические положения и принципы (Н. В. Серебрякова). Психолингвистические представления о процессе порождения речи. Л. С. Выготский определял процесс порождения речи как движение «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформле ...
Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к
рабочему кабинету
Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям. Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практически ...
Актуальные проблемы современного
специального образования
Современная система коррекционного образования в России представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность системы, специальных образовательных учреждений 8 типов, методический аппарат, обеспечивающий их деятельность, коллектив педагогов, воспитанников - лиц с недо ...