Элективные курсы отличаются тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Такие курсы обычно предназначаются для профильной дифференциации обучения и обозначают некоторую специализацию ученика. Если элективные курсы предлагаются образовательным учреждением, то выбор каких-то из этих курсов для ученика обязателен.
Понятие «элективный» (лат. electus избранный) – избирательный. Элективные курсы (курсы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения (школьный компонент) Базисного учебного плана.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору, учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Л.К. Артемова условно выделяет следующие типы элективных курсов.
I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
А.А. Зубрилин замечает, что при проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD – дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования .
Следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Элективные курсы, по мнению А.Н. Лейбовича, должны быть направлены на решение следующих задач:
– способствовать самоопределению ученика и / или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
– создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
– познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
– активизировать познавательную деятельность школьников;
– повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса.
Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер. Методологические основы построения содержания образования разработаны известными российскими учеными В.В. Краевским, В.С. Ледневым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, и др.
Как отмечается в письме Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования», элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников. Они тесно связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных предметов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
М.С. Цветкова считает, что элективные курсы выполняют четыре основные функции:
1) Они могут быть «надстройкой» профильного предмета. Тогда такой дополненный профильный предмет становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
2) Элективные курсы могут развивать содержание одного из базовых предметов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет, во-первых, поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и, во-вторых, интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля;
3) Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д.;
4) Элективные курсы, ориентированные на познавательные интересы отдельных школьников, выходящие за рамки традиционных школьных предметов и распространяющиеся на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».
Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Открой свое дело» поддерживает изучение профильного курса экономики.
Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес» или «Основы менеджмента» и другие.
Третьи направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников за рамками выбранного ими профиля. Например, школьник гуманитарного профиля может выбрать курс «Компьютерные коммуникации» или «Социальная экология», а школьник из технического профиля захочет расширить свои знания, изучив курс «Советская литература ХХ века» или «Зарубежная фантастика». Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Но элективным курсам ЕГЭ не проводится.
Элективные курсы обычно небольшие по количеству часов курсы (модули). Их содержание может выходить за рамки базовых и профильных курсов. Например, для экономических профилей могут быть модульные курсы – страхование и страховое дело, налоги и налогообложение, бухгалтерский учет и аудит, кредит, банковское дело и ценные бумаги, финансовый менеджмент, международные экономические отношения, математические методы в экономике, деловая переписка и телефонные переговоры, искусство общения, кодекс финансиста и др. Курсы-модули не предполагают профессиональной подготовки.
Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля должен превышать количество таких курсов которые обязан выбрать учащийся.
Наконец, отметим, что в «Концепции профильного обучения» было заложено примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50%-30%-20%.
Конвенционально (лат. conventionalis соответствующий договору, условию) предлагается курсы школьного компонента, предназначенные для реализации в рамках профильного обучения на старшей ступени общего образования, именовать «элективными курсами», а предназначенные для реализации в рамках предпрофильного обучения в 9-х классах основной школы – «курсами по выбору».
Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Нестандартизованность, вариативность и краткосрочность элективных курсов (курсов по выбору) являются их особенностями.
Вариативность курсов по выбору предполагает следующее: в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои «силы» в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки.
Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными. Однако учителям надо помнить, что ученик должен попробовать себя и проверить свои силы в освоении разных курсов. Поэтому желательно, чтобы курсы были краткосрочными.
Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на три типа:
1) традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (например, обычные факультативные курсы, учебные модули, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);
2) межпредметных элективные курсы, цель которых – интеграция знаний у учащихся о природе и обществе;
3) элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план; типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).
Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам других типов будет в большей мере присуща развивающая функция.
Возможные авторские курсы по выбору, их структура и содержание, будут носить вариативный характер, в зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том числе:
Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть.
Кадровая ситуация в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных классах вузовских специалистов или использование кадрового потенциала ресурсных центров и т.п.).
Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). Возможно, одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой – получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:
Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного – это не выбор).
Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»).
Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.
Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопросы: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?».
Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистантные (дистанционные) и т.п.).
Следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, реализующим базовый курс по данному или родственному предмету.
Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будет для него направляющим, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.).
Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.
Элективные курсы позволяют поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне или служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.
Можно предложить возможный набор курсов технологического профиля: индустриально-технологический; агротехнологический; информационно-технологический; сервисно-технологический; технолого-экономический. Названные «примерные профили», охарактеризованные в Концепции профильного обучения, не составляют исчерпывающего перечня. В ряде школ с учетом потребностей обучающихся, возможностей школы, особенности местной образовательной сети вполне смогут открываться и иные профили. При этом следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что элективный курс (курс по выбору) составляет компонент образовательного учреждения Базисного учебного плана. Это обязательный курс по выбору, для него не существует образовательных стандартов. Нестандартность, вариативность и краткосрочность являются их особенностями. Курсы по выбору позволяют учащимся построить индивидуальную образовательную траекторию.
Это интересно
Психологические особенности детей младшего
школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6 - 7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. По мнению Мухиной В.С., в настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований ...
Использование электронных средств обучения
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся. Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО: • класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляе ...
Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений. Например, интегрированное занятие по театрально – игровой и изобразительной дея ...