Третий существенный признак педагогической ситуации - необходимость применения особых, специальных, соответствующих этой ситуации воспитательных мер. Сложившаяся обстановка, какой бы она ни была, указывает на то, что воспитательные меры, используемые в ходе педагогического процесса, недостаточно эффективны, педагогические ситуации не проработаны.
Педагогическая ситуация или сложившаяся педагогическая обстановка требует решения, выхода, а это уже особое положение, для преодоления которого необходимо использовать компетентностный подход. Иначе говоря, педагогическая ситуация схожа с нетипичной задачей, для решения которой требуется творчески переосмыслить уже выработанные ранее стереотипы. Преодоление каждой из вышеописанных педагогических ситуаций необходимо связывать с основательным анализом сложившейся обстановки. Однако в таких ситуациях требуется специфическое педагогическое воздействие, причем не краткое, а длительное, последовательное, целенаправленное. Чаще всего преодоление педагогической ситуации происходит без промедления, поэтому родитель не застрахован от ошибок, тем более, что на процесс выбора средств воздействия оказывают влияние и эмоционально-экспрессивные факторы. Таким образом, педагогическая ситуация и является ситуацией, так как обыкновенные меры и средства, используемые в педагогическом процессе, утратили функции адекватности, точной целенаправленности, что поставило родителя перед необходимостью поиска специфических мер для преодоления создавшейся обстановки.
Для сложной педагогической ситуации характерна следующая особенность:
1) в "педагогической копилочке" не находится соответствующий вариант воспитательной системы для разрешения конкретного случая;
2) педагогу и родителям необходимо креативно действовать в сложившейся педагогической обстановке;
3) педагогическая ситуация еще больше осложняется из-за множественности факторов, способствовавших возникновению данной обстановки, а также индивидуальных психологических особенностей ребенка и родителей;
4) педагогическая ситуация может осложниться еще и потому, что она вступила в новую фазу своего развития и ее своевременной коррекции не произошло.
В.А.Сухомлинский писал: "Чтобы узнать детей, надо хорошо знать его семью – отца, мать, братьев, бабушек и дедушек. Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца".
Таким образом, вопрос по преодолению сложных педагогических ситуаций, посвященных взаимодействию педагога и родителей по проблемам обучения и воспитания детей раннего возраста, остается недостаточно изученным и может стать средством развития не только самого ребенка, но и педагога, работающего с ним.
Это интересно
Контроль знаний студентов
Одним из этапов процесса обучения является контроль, учет и оценка знаний студентов. Цель контроля – определение качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам обучения тому или иному учебному предмету. В процессе контроля формируется отве ...
Медиа – средства массовой информации
Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде. Мультимедиа-компьютеры – компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анима ...
Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Экспериментальные задачи: 1. Подбор диагностических методик. 2. Установление критериев оценки выполнения заданий. 3. ...