pedagogyreview
Разное по педагогике » Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Страница 4

- изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестает быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти;

- семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции.

Каким должно быть общение педагога с родителями - сопротивление или сотрудничество? Безусловно, сотрудничество, в основе которого доверительно-деловые контакты. На это обращают внимание и педагоги, и психологи.

А.М. Виноградова, В.А.Петровский предлагают следующие основные характеристики такой формы общения (доверительно-деловой контакт), которые являются одновременно и его этапами.

Первый этап - педагог создает положительный образ ребенка и транслирует его родителям, т.е. в общении педагог обращает внимание на положительные качества личности ребенка. Это способствует появлению установки в общении с родителями на взаимопонимание, доброжелательные отношения.

Если же общение здесь строится по принципу "Ваш ребенок плохо ведет себя. Примите меры" и сами родители видят только отрицательное в ребенке, т.е. педагог и родитель акцентирует негативные качества ребенка, то это усиливает тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду (как со стороны родителя, так и со стороны педагога). Этот этап обозначается А.М. Виноградовой и В.А. Петровским как этап "перестановки акцентов".

Главная цель - установление на основе этого первых доверительных отношений.

Второй этап - педагог сообщает родителям специальные знания по детской психологии, педагогике. Какие это знания? Знания особенностей физического, психического развития ребенка, особенности общения ребенка со сверстниками, взрослыми, особенности разнообразных видов детской деятельности и т.п. На этом этапе педагог постепенно начинает знакомиться с проблемами семьи в воспитании ребенка и формирует тем самым установку к сотрудничеству.

Третий этап - воспитатель знакомится с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе активны сами родители. Они обращаются к педагогу с вопросами типа "А что это значит?". Сообщают о поведении, привычках ребенка дома, причем и положительных, и отрицательных. Педагог дает возможность родителям проявлять свою активность, готовность к сотрудничеству. Но в этом диалоге позиция педагога не сводится к поучению, назиданию. Важно вызвать у родителя желание, потребность выяснить причины того или иного поведения ребенка (побудить к исследованию, наблюдениям), потребность в поощрении ребенка.

Четвертый этап - развивается совместная деятельность педагога и родителей, направленная на совместное исследование, наблюдение развития личности ребенка.

Содержанием такой деятельности, по мнению А.М. Виноградовой, В.А. Петровского и др., может являться изучение направленности протекания реакций ребенка на те или иные события; изучение возможной децентрации ребенка, особенностей общения и т.п

Может возникнуть вопрос: "Почему знакомство с проблемами семьи в воспитании ребенка происходит на третьем, а не на первом этапе?"

Во-первых, именно на первом этапе закладываются доверительные отношения, без которых невозможно целевое обсуждение (а не споры) проблем в воспитании ребенка.

Во-вторых, педагогу важно знать, что ждет родитель от общения с ним. Оказывается, что большинство родительских ожиданий в обобщенной форме можно выразить, как уверенность в хорошем отношении воспитателя к ребенку. Этим изначально обусловливается доверие к воспитателю, его опыту, знаниям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»
В романе Пушкина «Евгений Онегин» насчитывают двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы. Именно благодаря ...

Уровни восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни
1) Тебе нравится картина? Андрей Д. Да, мне нравится картина Лилия С. Да Ирина М. Мне нравится Кристина Г. Да, красивая картина 2) А что на ней изображено? Андрей Д. На картине нарисованы цветы Лилия С. Цветы, мальчик на лошади, барыня Ирина М. На картине нарисованы цветы в вазе и листочки Кристина ...

Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
Отечественная педагогическая наука на современном этапе развития характеризуется углубленным самопознанием, напряженной рефлексией своих культурных корней, социальных детерминант, внутренних механизмов самополагания и саморазвития, целей, ценностей и норм собственной когнитивной активности в контек ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru