pedagogyreview
Разное по педагогике » Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Страница 2

Первое направление - изучение особенностей семьи, воспитания ребенка в ее условиях и установления контактов с семьей.

Второе направление - повышение педагогической компетентности родителей.

В педагогике компетентность родителей определяется как способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения: сделать ребенка счастливым, видеть перспективы его развития в тех условиях, в которых семья живет в данный момент.

Мы остановимся на первом направлении в работе педагога с семьей, так как в практике по данному направлению не уделяется должного внимания и именно здесь у педагога возникают трудности.

Педагог должен знать специфику семейного воспитания, определенные стили воспитания и их влияние на личность ребенка. Это позволит ему согласовывать свои воспитательные воздействия с действиями родителей.

Как изучать семью, воспитание ребенка в условиях семьи?

Следует отметить, что изучать особенности воспитания ребенка в семье очень сложно, так как семья - относительно закрытое сообщество. Верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора системы педагогического воздействия.

Выделяется группа педагогически несостоятельных семей.

В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей, выделяют следующие стили воспитания: пренебрегающий, авторитарный, контролирующий, подчиняющийся и демократический.

Пренебрегающий стиль воспитания характеризуется крайней степенью естественной депривации (отказ от ребенка, безразличие к нему). Этот стиль характерен, как правило, для асоциальных семей. В семьях такого типа у ребенка наблюдается недоразвитие эмоциональной и интеллектуальной сфер. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение. Это проявление феномена "выученной беспомощности".

При авторитарном стиле отношения с ребенком строятся с опорой на незыблемость авторитета родителей, беспрекословное подчинение, неприятие индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка, сниженная активность, безынициативность.

Контролирующий стиль предполагает ограничения в поведении ребенка, но эти ограничения с ним обговариваются, ребенок принимает их как справедливые.

Подчиняющийся стиль. Родитель удовлетворяет все требования и прихоти ребенка, подчиняется им, старается изменить себя в соответствии с его требованиями. Это приводит к развитию таких черт характера, как избалованность, эгоцентризм.

Демократический стиль. В отношениях родителей с детьми преобладают дружественность, взаимное доверие, уважение. Ребенок включен в семейные проблемы, их обсуждение. У него ярко выражены самостоятельность, активность, уверенность и инициативность.

У каждого родителя доминирующим является тот или иной стиль поведения. Педагог и психолог, наблюдая за семьей и ребенком, могут определить тип семейного воспитания. Но кроме этого психологи выделяют типичные нарушения правил семейного воспитания. Предлагается следующая классификация типов этих нарушений.

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерны стремление "поглотить" ребенка, желание защитить его от всех трудностей, потакание всем его прихотям. При подобном воспитании у ребенка развиваются демонстративные черты характера, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, т.е. затрудняется социальная адаптация.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Чрезвычайные ситуации как проявление негативного воздействия факторов природной среды и антропогенных факторов
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также з ...

Характеристика понятия «фонематическая дислексия»
Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, с ...

Сущность понятия “монологическая речь”
Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Так, по мнению Е.И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текс ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru