Первое направление - изучение особенностей семьи, воспитания ребенка в ее условиях и установления контактов с семьей.
Второе направление - повышение педагогической компетентности родителей.
В педагогике компетентность родителей определяется как способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения: сделать ребенка счастливым, видеть перспективы его развития в тех условиях, в которых семья живет в данный момент.
Мы остановимся на первом направлении в работе педагога с семьей, так как в практике по данному направлению не уделяется должного внимания и именно здесь у педагога возникают трудности.
Педагог должен знать специфику семейного воспитания, определенные стили воспитания и их влияние на личность ребенка. Это позволит ему согласовывать свои воспитательные воздействия с действиями родителей.
Как изучать семью, воспитание ребенка в условиях семьи?
Следует отметить, что изучать особенности воспитания ребенка в семье очень сложно, так как семья - относительно закрытое сообщество. Верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора системы педагогического воздействия.
Выделяется группа педагогически несостоятельных семей.
В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей, выделяют следующие стили воспитания: пренебрегающий, авторитарный, контролирующий, подчиняющийся и демократический.
Пренебрегающий стиль воспитания характеризуется крайней степенью естественной депривации (отказ от ребенка, безразличие к нему). Этот стиль характерен, как правило, для асоциальных семей. В семьях такого типа у ребенка наблюдается недоразвитие эмоциональной и интеллектуальной сфер. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение. Это проявление феномена "выученной беспомощности".
При авторитарном стиле отношения с ребенком строятся с опорой на незыблемость авторитета родителей, беспрекословное подчинение, неприятие индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка, сниженная активность, безынициативность.
Контролирующий стиль предполагает ограничения в поведении ребенка, но эти ограничения с ним обговариваются, ребенок принимает их как справедливые.
Подчиняющийся стиль. Родитель удовлетворяет все требования и прихоти ребенка, подчиняется им, старается изменить себя в соответствии с его требованиями. Это приводит к развитию таких черт характера, как избалованность, эгоцентризм.
Демократический стиль. В отношениях родителей с детьми преобладают дружественность, взаимное доверие, уважение. Ребенок включен в семейные проблемы, их обсуждение. У него ярко выражены самостоятельность, активность, уверенность и инициативность.
У каждого родителя доминирующим является тот или иной стиль поведения. Педагог и психолог, наблюдая за семьей и ребенком, могут определить тип семейного воспитания. Но кроме этого психологи выделяют типичные нарушения правил семейного воспитания. Предлагается следующая классификация типов этих нарушений.
Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерны стремление "поглотить" ребенка, желание защитить его от всех трудностей, потакание всем его прихотям. При подобном воспитании у ребенка развиваются демонстративные черты характера, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, т.е. затрудняется социальная адаптация.
Это интересно
Чрезвычайные ситуации как проявление негативного воздействия факторов
природной среды и антропогенных факторов
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также з ...
Характеристика понятия «фонематическая дислексия»
Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, с ...
Сущность понятия “монологическая речь”
Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Так, по мнению Е.И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текс ...