pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование познавательного интереса учащихся средней школы на уроках информатики и ИКТ » Проверка эффективности использования активных форм обучения с целью развития познавательных интересов учащихся

Проверка эффективности использования активных форм обучения с целью развития познавательных интересов учащихся

Страница 2

К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам. Примеры вопросов-заданий: «Можно ли на одном уровне иметь папки или файлы с одним именем», «Сколько и какие символы используются при написании имени файла или папки» и т.д. Подобные работы учат отделять существенное от второстепенного и вырабатывают навыки обобщения.

В рамках эксперимента было проведено внеклассное мероприятие «Веселая информатика», главной целью которого стало формирование познавательного интереса к предмету (см. Приложение 2). Поставленные задачи были направлены на развитие логических способностей учащихся посредством веселой игры; представление учащимся информатики как интересного предмета; развитие умений работать в группах; воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, желания прийти на помощь в трудных ситуациях.

В ходе эксперимента 2 эксперта анализировали поведение учащихся экспериментального и контрольного классов, фиксировали основные моменты согласно специально разработанного вопросника.

Для того, чтобы выявить потребность заниматься учебной деятельностью у учащихся были составлены следующие вопросы для наблюдения:

1. Интересен ли детям учебный материал?

2. Насколько активное слушание на уроке?

3. Делятся ли дети своими наблюдениями и впечатлениями?

4. Умеют ли учащиеся анализировать, сопоставлять факты и делать вывод?

Способность учащихся переносить нагрузки проверялась с помощью наблюдения по таким вопросам:

1. На какое время удерживается интерес у детей к учебной деятельности?

2. Насколько усидчив ребенок?

3. Сосредоточенность детей?

4. На какое время удерживается внимание у детей?

Для того, чтобы проверить у детей способность активно побуждать себя к практическим действиям велось наблюдение за детьми по таким вопросам:

1. Любознательность к изучаемому материалу у учащихся?

2. Самостоятельность в выполнении заданий, полученных на уроке?

3. Насколько быстро дети выполняют задания?

4. Сознательно ли ребенок стремится к осуществлению практической деятельности?

В результате анализа результатов был отмечен значительный скачок в работе экспериментального класса. Это означает, что использование активных форм и приемов на уроках информатики и ИКТ способствует более успешному усвоению учебного материала, который связан с необходимостью тщательного анализа, понимания и осмысления, установления логических и других связей.

Таким образом, для решения задачи активизации познавательного интереса учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.

В тоже время, подчеркивая достоинства предлагаемых условий развития познавательной активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность учащегося, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности школьников актуальны, важны для каждого педагога.

Проблема развития познавательного интереса школьников – одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

История школьного предмета «Информатика»
Чтобы удивиться, достаточно одной минуты, чтобы сделать удивительное, нужны многие годы. К. Гельвеций Антикитерский механизм из Древней Греции был калькулятором, использовавшим шестерни различных размеров и конфигурации, обусловливавших его работу, по отслеживанию метонова цикла, до сих пор использ ...

Психофизиологическая структура процесса чтения
В организации анализа литературных источников мы исходили из выдвинутого и разработанного в отечественной психолингвистической и психологической науке методологического принципа единства сознания и деятельности, представленный в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.A.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, ...

Условия развития речи слабослышащих дошкольников
Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях об ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru