В современном образовании одной из приоритетных задач информатики рассматривается развитие познавательной деятельности учащихся, формирование целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся. Данный фактор обусловлен постоянным поиском решения общеобразовательной задачи – повышения эффективности и качества учебного процесса.
Познавательная активность учащихся обеспечивает познавательную и творческую деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Однако современная гуманистическая ориентация информатизации образования не всегда приводит исключительно к высоким показателям успеваемости. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов, с одной стороны, создает благоприятные условия для организации учебного процесса. В тоже время, с другой стороны, широкое использование информационно-коммуникативных технологий сказывается на снижении познавательного интереса учащихся к теоретической информатике (теория информации, основы логики, аппаратное обеспечению компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. В результате встает проблема формирования положительной внутренней мотивации, как в процессе школьного обучения, так и дальнейшего профессионального образования. В решении данной проблемы фундаментальным звеном выступает «познавательный интерес».
Воспитание устойчивого познавательного, творческого интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.
В педагогике современной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).
Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на начальном уровне внесли С.А. Бешенков, В.И. Варченко, Ю.М. Горвиц, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, А.Л. Камбурова, А.Ю. Кравцова, Я. Б. Марголис, Н.В. Матвеева, А.Т. Паунтова, Ю.А. Первин, М.А. Плаксин, А.Л. Семенов, Н.И. Суворова, М.С. Цветкова, Е.Н. Челак, А.В. Хуторской и др.
Однако, несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Изучение проблемы развития познавательной активности на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательного интереса учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия между:
• высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;
• между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;
• между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.
Указанные противоречия определяют проблему исследования – выявление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствующих развитию познавательного интереса учащегося в процессе изучения предмета информатика и ИКТ.
Цель исследования – выявить наиболее эффективные методы активизации познавательного интереса учащихся на уроках информатики и ИКТ.
Объект исследования – развитее познавательного интереса учащихся на уроках информатики и ИКТ.
Предмет исследования – методы и формы развития познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИКТ.
Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс развития познавательного интереса учащегося на уроках информатики будет более эффективен, если при обучении применять активные методы обучения.
В соответствии с целью и гипотезой в ходе исследования были определены следующие задачи:
1. изучить состояние проблемы развития познавательного интереса в педагогической теории и практике;
2. определить содержание и сущность понятия познавательный интерес;
3. провести теоретический анализ современных методов, форм и средств развития познавательного интереса;
4. систематизировать основные методические приемы и дидактический материал, нацеленный на активизацию познавательной деятельности на уроках информатики.
5. выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности школьников на уроках информатики и ИКТ.
Методологической основой исследования выступают личностно – ориентированный и развивающий подходы как наиболее эффективно соответствующие задачам активизации познавательного интереса школьников (И.Я. Лернер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
В ходе исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические методы: анализ, синтез, классификация, систематизация; изучение литературы в области проблем познавательного интереса, изучение и обобщение практического педагогического опыта.
Практическая значимость. Изучена психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, экспериментально проверена совокупность педагогических и психологических условий, способов и приемов, способствующих эффективному развитию познавательной активности у младшего школьника.
Это интересно
Организация упражнений по углубленному выявлению знаний и практических
умений
Учитель: У вас на столах есть тесты-испытания. Работать будем самостоятельно. Тест-испытание «Алгоритм пошива игрушки» Учитель: Посмотрите на игрушки, Как же сшить охота! Чудо-слово «алгоритм»- Вот ваш ключ к работе! Учитель: А что такое алгоритм? Дети: Это последовательное выполнение действий. Учи ...
Характеристика здорового образа жизни
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в уд ...
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя
Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возмо ...