В анализируемом материале нашего эксперимента именно среди подростков со стержневым интересом обнаружился высокий уровень его развития. Такой интерес побуждал школьников к более углубленному изучению содержания учебного материала, выходящего за пределы программы, вызывал поиск дополнительных источников информации, имел не только теоретическую, но и практическую направленность.
Выступая в роли ведущего мотива стержневой интерес способствовал всестороннему развитию подростков, требующему постоянного удовлетворения познавательных интересов, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Таким образом, проведенный эксперимент показал, что уже в подростковых классах около 60% учащихся обладают определившимися познавательными интересами, что следует учитывать при организации учебного процесса.
Полученные в результате исследования познавательных процессов данные являются отправной точкой в развитии познавательного интереса и творческой активности. Так как теперь учитель знает, на что ему нужно обратить внимание при объяснении того или иного материала, каким образом организовать работу учащихся на разных этапах урока, в какой форме лучше представить домашнее задание. Кроме того, теперь учителю легче исследовать познавательный интерес, через собственные наблюдения и заполнение индивидуальной карты диагностики познавательного интереса, так как он может предположить возможные трудности и возможное снижение активности ученика в изучении материала и предмета в целом.
Каким же образом учитель может исследовать познавательный интерес и творческую активность школьников?
Для этого можно использовать индивидуальную карту диагностики познавательного интереса, которая была составлена из различных анкет.
Основные критерии в карте определены следующие:
1. Как ведет себя учащийся, когда задан вопрос на сообразительность?
2. Много ли читает учащийся дополнительной литературы по предмету?
3. Часто ли учащийся задает вопросы по новой или пройденной теме урока?
4. Насколько эмоционально положительно относится к интеллектуальной деятельности?
5. Просит и выполняет (на уроке, дома) дополнительные задания повышенной сложности?
6. При выполнении любого задания подходит к нему творчески?
7. Старается при выполнении работы на компьютере воспользоваться возможностью и попробовать другие методы и приемы работы?
Данная карта заполняется учителем исходя из собственных наблюдений за учащимися не только на уроках, но анализируя результаты домашней работы и других видов деятельности школьников.
При этом нужно отметить, что данную карту учитель может заполнять с разной периодичностью, то есть, например, после изучения главы, в конце каждой четверти или два раза в год – в начале и в конце, чтобы проследить динамику.
В ходе исследования карта заполнялась классным руководителем, учителем информатики и нами. Сравнивая полученные результаты можно субъективно судить об уровне познавательной активности учащихся.
Обобщим полученные данные с помощью первичной обработки по уровням в таблицы (см. таблица 1).
Общие показатели уровня познавательного интереса отражены в диаграмме 5.
Таким образом, наиболее высокий уровень познавательного интереса учащихся зафиксирован в классе 8/2 – 28% (в сравнении с классом 8/1 – 18%). Однако в этом классе выявлен и наиболее низкий уровень познавательного интереса – 44% (в сравнении с классом 8/1 – 41%).
Это интересно
Подготовка статических иллюстраций
Необходимость включения в электронные средства учебного назначения статических иллюстраций связана, прежде всего, с их методической ценностью. Использование наглядных материалов в процессе обучения способствует повышению уровня восприятия, формированию устойчивых ассоциативных зрительных образов, р ...
Технологии интерактивного обучения и их использование на уроках литературы
В современной научной литературе отсутствует какая-нибудь классификация интерактивных технологий обучения. Условно их можно классифицировать по формам обучения (моделям), в которых реализуются интерактивные технологии: а) кооперативное обучение; б) коллективно-групповое обучение; в) ситуативное мод ...
Особенности обучения и воспитания подростков
Психофизиологические особенности подростка. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма ...