Этот пробел был частично восполнен в исследованиях социокогнитивного направления, где межличностные отношения тракто-вались как понимание качеств других людей и способность интер-претировать и разрешать конфликтные ситуации. В исследованиях Р.А.Максимова, Г.А.Золотнякова, В.М.Сенченко и др., выяснялись возрастные особенности восприятия дошкольниками других людей, понимание эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций и пр. Главным предметом этих исследований было восприятие, понимание и познание ребёнком других людей и отношений между ними, которое нашло отражение в терминах "социальный интеллект" или "социальные когниции". Отношение к другому приобретало явную когнитивистскую ориентацию: другой человек рассматривается как предмет познания. Характерно, что эти исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста общения и отношений детей. Анализировалось преимущественно восприятие ребёнком изображений других людей или конфликтных ситуаций, а не реальное, практически - действенное отношение к ним.
Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:
-концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В.Петровский);
-концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения(М.И.Лисина).
В теории деятельностного опосредствования главным предметом рассмотрения является группа, коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и тем самым изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направление этих изменений зависят от содержания деятельности и ценностей, принятых группой. Совместная деятельность с точки зрения этого подхода определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредует вхождение ребёнка в общность. Именно в совместной деятельности и в общении межличностные отношения реализуются и преобразуются.
Разнообразие подходов не позволяет, таким образом, более или менее чётко определить предмет воспитания межличностных отношений. Такое определение важно не только для чёткости научного анализа, но и для практики воспитания детей. Для того чтобы выявить особенности развития детских отношений и попытаться строить стратегию их воспитания, необходимо понимать, в чём они выражаются, и какая психологическая реальность за ними стоит. Без этого остаётся непонятным - что именно нужно выявлять и воспитывать: социальный статус ребёнка в группе; способность к анализу социальных признаков; желание и умение сотрудничать; потребность в общении со сверстником? Несомненно, всё эти моменты важны и требуют специального внимания, как исследователей, так и воспитателей. В то же время практика воспитания требует выделения некоторого центрального образования, которое представляет безусловную ценность и определяет специфику именно межличностных отношений в отличие от других форм психической жизни (деятельности, познания, эмоциональных предпочтений и пр.). С точки зрения Е.О.Смирновой, качественное своеобразие этой реальности заключается в неразрывной связи отношения человека к другому и к самому себе.
Это интересно
Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Экспериментальные задачи: 1. Подбор диагностических методик. 2. Установление критериев оценки выполнения заданий. 3. ...
Творческие способности и подходы к их развитию
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития его способностей – психических свойств и качеств личности, служащих необходимым условием высококачественного выполнения какой-либо деятельности. Для развития способностей необходимы соответствующие задатки – врожденные анатомич ...
Распределенный учебный процесс
Единственный способ решить проблему ограниченности компьютерных ресурсов в школе – полноценно включить в учебный процесс домашние компьютеры учеников, то есть, построить распределенный учебный процесс. Для этого и необходимы электронные средства обучения нового поколения. О технологии «Перспективно ...