«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании «придет ли час моей свободы?». Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…»
Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
или:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана…
Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был Поэт!
Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:
…просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей стороны.
Дружба, благородство, преданность, любовь качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако, жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, поэтому и возникли такие строки:
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит на один? —
потому горько читать о «друзьях», от которых «спаси нас Боже».
Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «…я сердечно люблю героя моего». Автор не скрывает своей привязанности к героям, подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласится с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях.
Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.
Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя — «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.
Это интересно
Музыка в системе художественного образования школьников
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их ...
Вундеркинды
Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению. Необычность умственных успехов таких детей становится очевидной после поступления в учебу, где происходит сравнение детей друг с другом. Уже тогда обнаруживаются необычные способности некоторых учеников и умственное развитие их ...
Содержание логопедической работы по формированию системной лексики на
примере тем «Овощи, фрукты»
Логопедическое воздействие на детей, имеющих речевые нарушения, представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания. Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе ...