Современное состояние дошкольного образования характеризуется наличием значительного числа вариативных программ (с одной стороны), и инициативами педагогов, их мастерством, чутким реагированием на запросы родителей (с другой стороны). Вводятся стандарты дошкольного образования, включающие государственные требования к нему, требования к психолого-педагогическим условиям обучения и воспитания. Государственный стандарт призван обеспечить защиту ребенку и его родителей от некомпетентного педагогического вмешательства. При внедрении в практику программ в последнее время появились негативные тенденции, а именно: возрождение диктата программы (когда все ДОУ работают по программе "Радуга"), либо иногда "лоскутный" принцип работы (когда в работе используются элементы программ "Радуга", "Развитие", методики ТРИЗ, авторские программы). Нарушается целостность педагогического процесса, что недопустимо в работе с детьми.
Провозглашенная вариативность программ образования трактуется на практике формально. Принцип современного устройства дошкольного образования можно назвать "шведским столом". Искусственно объединяются в рамках одного образовательного учреждения несколько программ.
Вариативность образования должна достигаться за счет базисности, а не парциальности. Принцип "лоскутного одеяла" (вчера работали по одной программе - не получилось, сегодня - по другой) вредит детям. Раздробляется целостное пространство детского развития.
На сегодняшний день в дошкольном образовании господствует педагогика "повседневности". Спонтанная педагогика обыденной жизни плохо изучена. "Принцип доступности" выражает общую, социально - педагогическую установку мира взрослых. В итоге перспектива детского развития оказывается искусственно зауженной субъективными представлениями взрослых о том или ином предмете и возможных способах его раскрытия ребенком.
Содержание и формы педагогической работы в ДОУ не обеспечивают подлинного развития детей, так как в сущности дублируют опыт детей. Корни педагогики повседневности и обыденности в советской эпохе, когда детский сад претендовал на то, чтобы заменить полностью собой семью. Все сферы жизни подвергались тотальному "программированию". Обыденность - отличительная черта традиционного содержания обучения и воспитания, в процессе которого ребенок получает все тот же житейский опыт.
Дошкольникам свойственны вопросы и размышления относительно природы таких универсальных явлений как жизнь, космос, истина, добро, душа, мысль. По мнению Н.Н. Поддъякова вышеуказанные понятия формируются на языке образов, символов, эмоций, интуиции, неясных знаний, но все же затрагивают вечные темы, которые столетиями занимают коллективный разум человечества. Эти предкатегориальные способы постижения действительности направлены на проблематизацию - придание оттенка неочевидности ее повседневно складывающемуся образу, включая тот, который в педагогической форме задают ребенку взрослые.
Рассматривая обыденные факты с точки зрения таких "предкатегорий", ребенок не столько обобщает, сколько дает им метафорическое, иносказательное толкование. И это очень важно. Такая метафоризация позволяет ему выявить общий смысл тех многообразных явлений, с которыми он сталкивается повседневно, придает содержательную форму категориям обыденного детского опыта. Деятельность ребенка должна организовываться таким образом, чтобы ее результаты принимали форму вопросов, касающихся, на первый взгляд, обычных вещей. Например: "Живые ли яблоки, сорванные с дерева". Если вопрос задать напрямую, то можно получить формальный ответ "Живые, потому что…" Изначальная включенность вопроса в контекст деятельности, организованной особым образом, в корне меняет ситуацию.
Одна из основных проблем - признание достойной жизни ребенка как самой главной ценности, защита его прав. Причины выдвижения этой проблемы не случайны.
Во-первых, наша страна строит новое правовое государство. Во-вторых, положение детей в России сегодня оценивается как бедственное: отмечается падение рождаемости, резкое ухудшение уровня жизни, качество здоровья.
Причины многофакторны. Не последнюю роль играет образовательное учреждение, а именно: насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
В Конвенции ООН о правах ребенка эти права условно делятся на три вида: право на защиту, право на установленную норму и право на выбор. К праву на установленную норму относятся прежде всего медицина и образование. Основными понятиями конвенции в отношении образования можно считать интересы и достоинство ребенка, развитие его личности, право на игру, творческую деятельность, равные возможности и другие.
Это интересно
Проверка эффективности использования активных форм
обучения с целью развития познавательных интересов учащихся
Исследование уровня познавательного интереса учащихся 8-х классов, чему посвящен предыдущий параграф, позволило сделать вывод о более слабом уровне познавательного развития интереса в классе 8/1. В результате для организации наблюдений и проведения экспериментальной работы был выделен экспериментал ...
Мотивация к творчеству
Не могу согласиться с утверждением В.Н. Дружинина, что творчество амотивно. Творческим людям присуща мотивация самоактуализации, поэтому неодобрение общества не снижает голода творчества. Б. Ерофеев и другие писатели эпохи застоя уходили в истопники, дворники, сторожа, в андеграунд, продолжая писат ...
Психолого-педагогическая характеристика
младших школьников с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60- х годов интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, О.Е.Фрейров, М.Г.Блюмина, И.Л.Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной пед ...