pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения » Теоретические основы лексических навыков устной речи и чтения

Теоретические основы лексических навыков устной речи и чтения

Страница 4

Ч. Фриз при выявлении типологических особенностей лексики исходит из ее функции в предложении и из сочетаемости. На основе этих критериев он выделяет четыре типа слов: а) служебные слова; б) слова-заменители; в) слова, выражающие наличие или отсутствие отрицания; г) слова, символизирующие предметы, действия, качества.

Р. Ладо различает типы слов с учетом межъязыковой интерференции. К легким словам относятся такие, которые сходны со словами родного языка по форме и значению. Норму употребления представляют слова, сходные по значению, но различные по форме .

В отечественной методике также имеются типологии лексики с учетом родного языка. Одни авторы в основу градации трудностей кладут соотношение значения и формы лексического материала, а также характер возникающей отсюда межъязыковой интерференции.

На этой основе выделяют четыре типа слов:

слова и словосочетания, которые по своей структуре не противоречат друг другу в обоих языках;

языковые единицы, специфичные по форме и содержанию только для изучаемого языка, что ограничивает интерференцию родного языка;

слова с более широким объемом значения в изучаемом языке по сравнению с родным;

группы или гнезда слов-синонимов, объем значения которых покрывается одним многозначным словом родного языка.

Наиболее перспективными являются такие подходы и типологии лексики, в которых учитываются как количественные, так и качественные характеристики слов.

В пользу качественного подхода к типологии свидетельствует следующее:

1) легкость установления типов слов на основе качественных характеристик;

2) возможность его применения ко всем видам языкового материала;

3) четкость в разграничении природы трудностей, предопределяющая приемы работы над лексикой данного типа;

4) равноценная возможность использования качественной дифференциации на всех этапах обучения.

Усвоение лексической стороны речи предполагает прохождение определенных этапов. Их можно выделить три:

семантизация лексических единиц,

автоматизация лексических единиц,

дальнейшее совершенствование лексических навыков.

Центральным звеном в этой цепи является автоматизация, не только по положению, но и по значению. Семантизация есть процесс раскрытия значения слова. Этот процесс должен быть экономным во времени и эффективным для запоминания. Чтобы он был таким, учитель обязан разбираться в психологической структуре слова.

Слово имеет две стороны: чувственную и смысловую.

Чувственная (внешняя) сторона довольно сложна. Поскольку слово есть раздражитель, то оно состоит из зрительного и слухового компонентов (его можно увидеть и услышать); так как любое слово это и действие, то оно имеет еще и артикуляционный и моторнографические компоненты.

Когда говорят о смысловой (внутренней) стороне, обычно имеют в виду значение слова и понятие.

Значение – это отнесенность слова к тому предмету или явлению, которое оно обозначает. Значение устойчиво, оно проявляется в процессе коммуникации в разных контекстах. Усваивается оно в деятельности, через его употребление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

Понятие «чувство»
Слово «чувство» заимствовано из старославянского. Слово «чути» встречается во многих славянских языках в значении слушать, чуять, понимать, чувствовать. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладаю ...

Воспитательный и обучающий потенциал игры
Воспитывающий потенциал игры всегда зависит: 1. От содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; 2. От того, каким героям подражают дети; 3. Он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, сог ...

Структура музыкальности
Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнение ребенком того или иного вида музыкальной деятельности. «Музыкальность - это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru