Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).
Обработка результатов.
1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Диагностику нравственных качеств мы проводили на основе методик "Закончи историю" и "Сюжетные картинки".
Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике "Закончи историю" свидетельствует, что у большинства 4 ребят - 40 % сформированность нравственных качеств на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные качества, как доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.
Примерные ответы детей звучали таким образом:
Воспитатель: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: "Я тоже хочу поиграть с этой машиной". Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?
Никита: На, поиграй.
Воспитатель: Как поступил Коля?
Никита: Хорошо.
Воспитатель: Почему?
Никита: Потому что дал поиграть, он нежадный.
Оценка: 3 балла, так как Никита оценил поступок и назвал нравственную норму.
На высоком уровне развития морального сознания находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок называет нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.
Примерные ответы ребенка:
Воспитатель: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?
Алеша: Я сломал.
Воспитатель: Почему он так сказал?
Алеша: Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал.
Воспитатель: Как поступил Петя?
Алеша: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Алеша: Потому что надо говорить правду.
Оценка: 4 балла, так как Алеша назвал норму и мотивировал ее.
На низком уровне развития морального сознания находится 5 детей - 50 %. Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственные качества не формулируют. Примерные ответы детей:
Воспитатель: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?
Софья: Ладно, помогу.
Воспитатель: Как поступила Оля?
Софья: Хорошо.
Воспитатель: Почему?
Софья: Не знаю.
Оценка: 2 балла, так как Софья оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственные качества не сформулировала.
Таблица 1 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Закончи историю" на констатирующем этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств
№ п/п |
Испытуемый |
Называет нравственную норму |
Оценка поведения детей |
Мотивировка оценки |
Количество баллов |
1 |
Алеша |
+ |
+ |
+/+ |
4 |
2 |
Рома |
+ |
+ |
- |
2 |
3 |
Никита |
+ |
+ |
+ |
3 |
4 |
Аня |
- |
+ |
- |
1 |
5 |
Вера |
+ |
+ |
+ |
3 |
6 |
Максим |
+ |
+ |
+ |
3 |
7 |
София |
+ |
+ |
- |
2 |
8 |
Сережа |
- |
- |
- |
0 |
9 |
Леня |
+ |
+ |
+ |
3 |
10 |
Ярослав |
+ |
+ |
+ |
3 |
Это интересно
Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики
Большое влияние на самочувствие и работоспособность человека оказывает микроклимат производственных помещений, который определяется температурой воздуха, его составом и давлением, относительной влажностью, скоростью движения потоков. В соответствии с ГОСТом 12.1.005-76 и СНиПом II-4-79 следует собл ...
Из истории учета успеваемости в советской школе
Как отражение стремления к полной демократизации новой, советской школы, которая должна была покончить с муштрой и зубрежкой, которые господствовали в царской школе, в первых документах, провозгласивших основные принципы работы советской школы (“Положение о единой трудовой школе РСФСР”, и “Основные ...
Рентгеноструктурный анализ
Рентгеноструктурный анализ основан на использовании рентгеновского излучения, длина волн которого лежит в интервале от 0,1 до 100А0. На практике для исследования полимеров наиболее широко используют антикатод рентгеновской трубки, изготовленной из меди. Из испускаемого излучения никелевым фильтром ...