pedagogyreview
Разное по педагогике » Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников » Исследование уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников

Исследование уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников

Страница 1

Исследование проводилось в МДОАУ - г. Белогорска в старшей группе. Исследование проводилось с сентября 2011 по февраль 2012г.

В исследовании принимали участие 20 дошкольников. 10 детей составляли экспериментальную группу и 10 детей - контрольную. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня нравственных качеств у старших детей. В контрольной группе занятия проводились традиционно.

План работы: изучить оснащение методического кабинета, годовые и календарные планы по исследуемой проблеме; составить свой план работы; провести беседу по методикам (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)"Закончи историю"; "Сюжетные картинки".

Цель констатирующего этапа - выявление уровня нравственных качеств старших дошкольников.

Вначале было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по художественному воспитанию детей. В ДОУ проводятся занятия, чтение художественной литературы, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников. Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что в старших группах художественному воспитанию детей, формированию нравственных качеств дошкольников, уделяется недостаточно внимания.

Затем был проанализирован календарный план воспитателей. Выявлено, что воспитатели, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, отражают в календарных планах задачи художественного воспитания детей через различные средства.

Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по нравственному воспитанию детей. Кабинет оснащен материалом для нравственного воспитания детей посредством устного народного творчества: сборник сказок разных народов, сборники пословиц, поговорок, народных песен, но в недостаточной мере педагоги используют в своей работе.

Методика "Закончи историю".

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость.

Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные качества наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила…Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика "Сюжетные картинки".

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике.

Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Психологические возможности изучения сказок
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм обществ ...

Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда ...

Быстрота как психофизическое качество, ее характеристика
Быстрота как психофизическое качество — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий. Проявления такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышл ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru