Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста. Использованием драматизации как приема мы привлекаем к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой - то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.
Начиная со старшей группы, детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках. Показывая какую - либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках.
Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.
С детьми шести - семи лет можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одной и той же сказке, выполненных разными художниками. Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка - это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки. Иллюстраторы детских книг стремятся давать обложки яркие, выразительные. Для того чтобы дети заинтересовались обложкой, надо умело приучать детей наблюдать ее. Возьмем к примеру обложку художника Ю. Васнецова к книге С. Маршака "Теремок". Показывая ее детям, мы обращаем внимание, прежде всего на обложку в целом, а потом на детали: каков узор, как нарисовано заглавие, какие буквы. Дальше мы привлекаем внимание к тому, какой интересный сказочный теремок нарисовал художник, кто в этом теремочке живет.
Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок. На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется прослушивание записи в исполнении артиста. Все вышеперечисленные приемы используются в работе педагогами, учитывая возраст детей, индивидуальные особенности и даже их настроение.
Существует определенная зависимость между восприятием морали сказки и нравственными проявлениями детей. Если идея, моральные качества и поступки сказочных героев соответствуют положительным моральным проявлениям детского коллектива, их моральным качествам, дети легче осмысливают их, их реакции ярче и разнообразнее, и наоборот.
Из этого различия восприятия сказки с моральным содержанием в зависимости от взаимоотношений детей вытекает требование учитывать эти особенности в том случае, когда моральная идея сказки, ее образы соответствуют нравственным проявлениям детей, воспитателю следует усиливать морально - эстетическую оценку народной сказки, подводить детей к восприятию более сложных нравственных понятий и образов.
Если же у детей отсутствуют те положительные моральные качества, которые мы хотим воспитать с помощью народной сказки, важно помочь им осмыслить моральную идею произведения и через восприятие сказочных образов подвести к правильной оценке их собственных поступков и качеств, не допуская излишнего морализирования.
Это интересно
Психологические особенности подросткового возраста
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и ...
Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений
Проблема воспитания гуманных доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел "социально-эмоциональное или нравственное" воспитание, посвященный формированию положитель ...
Использование ИКТ в
управленческой деятельности
Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Одним из ведущих при этом остается блок управления. Для эффективного руководства ДОУ были определены главные критерии отбора информации: полнота, конкретность, достоверность, своевременность. Начинать информатизацию управления целе ...