Отличительной особенностью учебно-тренировочного процесса у дзюдоистов экспериментальной группы, занимающихся в детско-юношеской спортивной школе в группе начальной подготовки второго года обучения, являлось целенаправленное применение специализированных упражнений координационной направленности в тренировочном процессе.
Использование разнообразных средств и методов координационной подготовки дзюдоистов неплохо доказывается с точки зрения теории адаптации. Известно, что организм спортсмена постоянно овладевает определенным адаптационным резервом, что позволяет под влиянием систематических тренирующих воздействий перейти на более высокий относительно устойчивый функциональный уровень. Как известно, емкость такого адаптационного резерва, то есть реально возможная величина повышения функциональных показателей, в силу различных факторов биологического порядка организма различна. Для его полноценной реализации требуется конкретный комплекс тренирующих воздействий, вполне определенный по своей силе, количеству и продолжительности. Если тренирующий потенциал средств, его разнообразие и общий объем нагрузки являются недостаточными, текущий адаптационный резерв не будет реализован и следовательно эффект тренировки окажется низким. И, наоборот, превышение сил и количества тренирующих воздействий одних и тех же средств делают их или бесполезными, или приведут к патологическим изменениям в организме .
В процессе педагогического эксперимента было проведено 60 учебно-тренировочных занятия у дзюдоистов экспериментальной группы, из них 6 занятий было выделено на педагогическое тестирование для определения исходных (1-3 занятия) и итоговых (58-60 занятия) показателей координационных способностей. Учебно-тренировочные занятия у дзюдоистов экспериментальной группы проводились три раза в неделю, их продолжительность составляла 1,5 часа.
Специализированные упражнения для развития координационных способностей применялись в подготовительной части учебно-тренировочного занятия. На их выполнение давалось от 15 до 30 минут учебного времени.
В сентябре 2011 года, первые три занятия были выделены на тестирование показателей координационных способностей. В процессе следующих шести занятий (с 4 по 9) были использованы упражнения, направленные на развитие координационных способностей у дзюдоистов. Упражнения выполнялись сериями. Каждая серия составляла 1 минуту. Отдых между сериями – 30 секунд. Всего необходимо было выполнить три серии в каждом упражнении:
Равновесие на правой и левой ноге.
Челночный бег с прыжками и поворотами.
Рывковое движение прямыми или согнутыми руками в стороны, вверх, назад; то же в сочетание с наклонами.
Вращательные движения в плечевых суставах прямыми или согнутыми руками.
Прыжки на месте на правой, левой, на двух ногах с продвижением вперед, назад.
Прыжки на месте на правой, левой, на двух ногах с поворотами на 900, 1800 и 3600.
Челночный бег с прыжками и поворотами.
Кувырки вперед, назад, через правое и левое плечо в различных сочетаниях.
В процессе следующих шести занятий (с 10 по 15) были использованы упражнения, направленные на развитие координационных способностей у дзюдоистов. Упражнения выполнялись сериями. Каждая серия составляла 1 минуту. Отдых между сериями – 30 секунд.
Выход на удержание из различных исходных положениях (сидя спиной к друг другу, лежа на спине, лежа на животе).
Имитационные упражнения с набивным мячом.
Кувырки вперед, назад (в парах).
Боковой переворот.
Подвижная игра «Пятнашки».
С 16 по 21 учебно-тренировочные занятия – применялись следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:
Лазание по гимнастической стенке с набивным мячом.
Прыжки со скакалкой вдвоем.
Челночный бег с прыжками и поворотами.
Стойка на голове.
Стойка на руках.
Кувырки вперед, назад (вдвоем, втроем).
С 22 по 27 учебно-тренировочные занятия – применялись следующие упражнения, направленные на развитие координационных способностей:
Поединок с более опытным противником, используя в поединке вновь изученные технико-тактические действия.
Это интересно
Интонационные упражнения
Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на котор ...
Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического
взаимодействия
Методики педагогического взаимодействия, близкие к сущности педагогической поддержки, активно разрабатывались и разрабатываются отечественными и зарубежными педагогами. К таким методикам мы можем отнести такие, как диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности ...
Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в
процессе театрализованной деятельности
Творчество детей проявляется и развивается в театрализованной деятельности, которая развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Сущест ...