3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой определяются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества.
Коллективы отличаются друг от друга: одни более сформированы, сплочены, другие – менее. Уровень сформированности коллектива оценивается на основе теоретической концепции А.В. Петровского, согласно которой хороший коллектив отличается от плохого следующими характеристиками.
Сплоченность группы. Это важнейший показатель межличностных отношений и уровня развития группы. Показателем сплоченности считается ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ), т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Поэтому индекс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значимых для всей группы объектов.
Коллективистское самоопределение. Оно проявляется в том, что член коллектива следует его идеалам и противостоит в конфликтной ситуации групповому давлению. При этом индивид с коллективистским самоопределением защищает не только нравственные ценности коллектива, но и коллективные цели и задачи.
Эмоциональная идентификация. Отождествление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоциональная теплота. Высший уровень ее проявления – действенная эмоциональная идентификация.
Для настоящего коллектива характерна действенная групповая эмоциональная идентификация, т.е. такое отождествление, при котором переживания одного из членов группы принимаются другими как мотивы деятельности, направленной одновременно на осуществление групповой цели и на пресечение действия фрустрации (гнетущее напряжение, тревожность, отчаяние и т.д.).
4. Эталонность в восприятии членов группы. Это убежденность в том, что их коллектив хороший, близкий к эталону, т.е. это удовлетворенность своей групппой. Чем она выше, тем выше уровень развития коллектива.
Учителю необходимо знать четыре указанные характеристики коллектива для того, чтобы он мог правильно ставить воспитательные задачи, а затем оценивать эффективность их решения. Эти характеристики служат членам администрации показателями эффективности воспитательной системы учителя.
После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее обязательно должны входить школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора школы по воспитательной работе.
После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.
Пример такой таблицы приведен ниже и представлен в виде Таблицы 1.
Таблица1
Обработка и интерпретация результатов исследования
Исследуемая выборка |
Год изучения |
Сформированность нравственного потенциала | ||||||
Направленность личности (тест Н. Е. Щурковой) |
Экспертная оценка педагогов | |||||||
Нравственная |
Ситуативная |
Безнравственная |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сформированная | ||
Учащиеся 11-го класса |
2006 2007 2008 | |||||||
Учащиеся 9-го класса |
2006 2007 2008 |
Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения
При анализе результатов исследования особое внимание уделяется выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволяет более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Обсуждение результатов проводится на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах диагностического исследования информируются учащиеся и родители. Анализ результатов исследований является основой реализации программы мониторинга учебно-воспитательной деятельности школы.
Это интересно
Происхождение дидактической игры и ее развитие в педагогических системах
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дида ...
Духовно-нравственное воспитание как философская и психолого-педагогическая
проблема
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» (Я.А. Коменский). «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский). В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема ...
Исследование полимеров методом уф-спектроскопии
Ультрафиолетовая (УФ) спектроскопия охватывает коротковолновую область оптического диапазона и с одной стороны примыкает к видимой области спектра, а с другой – к рентгеновской. Длины волн УФ и видимой областей принято выражать в нанометрах (нм). Весь УФ-спектр делят на ближний с длиной волны 400-3 ...