pedagogyreview
Разное по педагогике » Педагогическое взаимодействие в воспитании » Программа педагогической диагностики эффективности воспитательного процесса

Программа педагогической диагностики эффективности воспитательного процесса

Страница 1

Одним из условий повышения эффективности процесса воспитания является изучение и оценка его результативности, управление развитием школьника. Представленная программа педагогической диагностики является основой мониторинговых исследований эффективности воспитательного процесса образовательного учреждения.

Цели программы:

изучение способности образовательного учреждения содействовать развитию личности ребенка;

определение степени эффективности воспитательного процесса.

Задачи программы:

выявить уровень воспитанности выпускников школы;

выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;

получить информацию о результативности работы классных руководителей;

определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.

Критерии и показатели определения результативности процесса воспитания приведены в Приложении 4 и представлены в виде таблицы, состоящей из двух колонок. В первой колонке описаны критерии процесса воспитания, во второй –показатели результативности процесса воспитания.

Для изучения эффективности воспитательного процесса используются специальные методики. Перечень методик приведен в Приложении 5 и представляет собой таблицу, состоящую из двух колонок. В первой отражены аспекты изучения, а во второй – применяемые методы и методики.

Этапы изучения воспитанности школьников и развития классных коллективов

1 этап. Осмысление педагогическим коллективом целей и задач воспитания через систему научно-методических семинаров-практикумов, на которых учителя знакомятся с сущностью и методикой диагностики воспитанности школьников и уровня развития первичных (классных) коллективов.

этап. Целенаправленное наблюдение, изучение и анализ предварительных характеристик воспитанности школьников и результатов развития первичных коллективов классными руководителями.

этап. Привлечение к анализу воспитанности и уровня развития классного коллектива самих учеников, актива класса, родителей, педагогов.

Изучение личности школьника

Подход к изучению и анализу воспитанности школьников, планируемый для осуществления педагогическим коллективом школы, является комплексно-возрастным. Он предполагает вычленение основного комплекса социально значимых свойств и качеств личности ученика, учет возрастных возможностей. Это необходимо с целью анализа сильных и слабых сторон личности ученика и побуждения его к самоанализу и самовоспитанию.

Признаки разных уровней воспитанности качеств являются "ключом" для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности.

Очень низкий уровень характеризует нравственную невоспитанность: отрицательный опыт поведения, который с трудом исправляется под влиянием педагогического воздействия; самоорганизация и саморегуляция не развиты. (Саморегуляция – тенденция к осуществлению поступков на основе идейных, нравственных норм и принципов, привычек, моральных убеждений).

Низкий уровень характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побуждениями; саморегуляция и самоорганизация осуществляются по ситуации.

Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.

Показателем высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, появлением активной позиции.

Изучение уровня развития коллектива учащихся

"Всякая ученическая группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае возможно полное достижение всех целей и задач школы."

В процессе формирования коллектива диффузная группа учащихся проходит ряд этапов, приобретая на каждом из них особые качества.

Первичный коллектив, по утверждению Л.М. Фридмана, может развиваться в двух направлениях: в положительном – общественно ценном и отрицательном – антиобщественном. Первичный коллектив в положительном направлении проходит через следующие этапы:

1. Диффузная группа. Межличностные отношения в ней не зависят от содержания совместной деятельности, целей, а в ряде случаев и сама она отсутствует.

2. Группа – ассоциация. Межличностные отношения в ней уже опосредованы содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого члена этой группы. В отличие от диффузной группы, в ассоциациях появляется и развивается определенный порядок межличностных отношений, зависящий от вклада и степени участия каждого в совместной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Экспериментальные задачи: 1. Подбор диагностических методик. 2. Установление критериев оценки выполнения заданий. 3. ...

Приобщение детей к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании вырази ...

Развитие лексики у младших школьников с нормальным речевым развитием и сохранным интеллектом
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности, такую, которая несет определенную смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстракт ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru