3. Словообразование.
Л: Звук У, ребята, такой хитрый, взял и сбежал из слов. Давайте поможем словам?
Показывает картинку: «дача» и картинку с буквой У, соединяет их вместе.
Л: Какое слово получилось?
Д: Удача.
(так же и со словом «дочка» - «удочка»)
Л: А теперь сами измените слова так, чтобы появился звук Ч (раздаёт картинки): река – речка, рука – ручка, лиса – лисичка, паук – паучок.
Л: Откройте тетради, у вас начерчены схемы слов, отгадайте загадки, отгадки напишите в клетках схемы:
Течёт, течёт, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка). Записывают.
Упадёт – подскочит,
Ударит – не плачет. (Мячик). Записывают.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка). Записывают.
4. Физ. минутка.
Л: Положите ручки, закройте тетради, отдохнём.
Чу-чу-чу – чу-чу-чу – сжимают и разжимают пальцы
Я сейчас зажгу свечу, показывают руками «свечу»
Ча-ча-ча – ча-ча-ча – поднимают руки вверх со «свечой»
Горит яркая свеча. Покачивают вправо-влево
Чи-чи-чи – чи-чи-чи – покачивают вправо-влево
Сели мы вокруг свечи, соединяют все вместе в центре стола
Че-че-че – че-че-че – изображают руками книгу
Почитаем при свече! «читают»
Ча-ча-ча – ча-ча-ча – раскрывают пальцы из «свечи»
Догорела вся свеча. Руки на столе.
5. Игра «Расскажи, что ты хочешь делать?»
У детей и логопеда конверты, в них картинки: книга, качели, чемодан, карандаш, печенье.
Л: Придумайте действия, которые можно выполнить с этими предметами, в словах обязательно должен быть звук Ч. Расскажите, что вы хотите делать.
Примерные ответы: Я хочу читать книгу, качаться на качелях, чинить чемодан, точить карандаш, печь печенье.
Затем организуется диалог, дети задают вопрос: Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях? Ты хочешь чинить чемодан или точить карандаш?
6. Итог занятия.
Л: Чему вы сегодня научились?
Задания и упражнения для закрепления навыков правильного звукопроизношения.
1. Сказка про глухие и звонкие согласные звуки.
Решили согласные звуки в путешествие отправиться. Да вот беда: одни в шумный город поехать хотят, другие в тихий лес, на природу.
Те звуки, что в город стремятся, сами голосистые, им бы в городе и жить: они звенят, как трамвай – ЗЗЗ!, жужжат, как мотор – ЖЖЖ!, стучат, как молот – ДДД!, рычат, как бульдозер – РРР!
А на природу робкие тихони собираются, их голоса на звуки природы походят:
ШШШ! – шуршат они листвой, ССС! – скользят ручейком, ТТТ! – стучат по дереву дятлом, ФФФ! – веют ветерком, ЦЦЦ! – цокают копытцами по дороге.
С тех пор так и повелось. Звонкие согласные всегда о себе громко заявляют, во весь голос. А глухие согласные… их трудно услышать, напоминать же нам о себе они стесняются. Как же быть? Просто. Этих скромников легко запомнить, если позвать два гласных на помощь и сложить стихотворение из букв.
КА пэ тэ
Эф ха цэ
Ча ша ща
Эс
2. Буквы Е и Ё.
Учитель лесной школы Михаил Иванович показал ученикам две новые буквы – Е и Ё.
- Смотрите, - сказал он, - буква Е похожа на гребёночку. С неё начинаются слова: ЕЖЕВИКА, ЕНОТ, ЕДИНИЦА. Если над буквой поставить две точки, она превратится в букву Ё. С буквы Ё начинаются колючие слова: ЁЖИК, ЁЛКА, ЁРШ.
Используя на занятии разные виды сказок и историй, можно давать задания на повторение: Повтори какие звуки живут в городе, а какие в лесу; Назови слова на Е и Ё. Это способствует автоматизации звуков и введение их в речь.
3. Чистоговорки.
Ша-ша-ша – у Даши каша.
Шу-шу-шу – Даша кушает кашу.
Аш-аш-аш – у Паши шалаш.
Ош-ош-ош – у Миши ковш.
За-за-за – здесь стоит коза.
Зы-зы-зы – мало сена у козы.
Зу-зу-зу – отвязали мы козу.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у Ромы шары.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру. И т.п.
4. Добавлялки.
Белокрылый альбатрос
Верен морю, как … (матрос).
Как бы мне пошла корона! –
Важно каркает … (ворона).
Жарким летом по горам
В шубе бегает … (баран).
В колючках ёж и ёрш
Но сразу разбурёшь:
Кто ёжится – тот… (ёж),
А кто ёршится – тот … (ёрш).
В реке большая драка –
Поссорились два … (рака).
5 Дидактические игры с картинками (предметными и сюжетными).
Это интересно
Урок и его организация
В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один или два раза в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение. Некоторые формы работы, например: анализ на слух - вообще не могут быть проведены без педагога. Да и пение, в записи диктанта, в чтении с листа основное напра ...
Контроль
навыков письма
Объект контроля – степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для выражения полученной информации в письменной форме, передачи субъективной информации. Показатели степени сформированности умений и навыков письма: 1) успешность осуществления письменного общения; 2) качеств ...
Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием ...