3. Словообразование.
Л: Звук У, ребята, такой хитрый, взял и сбежал из слов. Давайте поможем словам?
Показывает картинку: «дача» и картинку с буквой У, соединяет их вместе.
Л: Какое слово получилось?
Д: Удача.
(так же и со словом «дочка» - «удочка»)
Л: А теперь сами измените слова так, чтобы появился звук Ч (раздаёт картинки): река – речка, рука – ручка, лиса – лисичка, паук – паучок.
Л: Откройте тетради, у вас начерчены схемы слов, отгадайте загадки, отгадки напишите в клетках схемы:
Течёт, течёт, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка). Записывают.
Упадёт – подскочит,
Ударит – не плачет. (Мячик). Записывают.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка). Записывают.
4. Физ. минутка.
Л: Положите ручки, закройте тетради, отдохнём.
Чу-чу-чу – чу-чу-чу – сжимают и разжимают пальцы
Я сейчас зажгу свечу, показывают руками «свечу»
Ча-ча-ча – ча-ча-ча – поднимают руки вверх со «свечой»
Горит яркая свеча. Покачивают вправо-влево
Чи-чи-чи – чи-чи-чи – покачивают вправо-влево
Сели мы вокруг свечи, соединяют все вместе в центре стола
Че-че-че – че-че-че – изображают руками книгу
Почитаем при свече! «читают»
Ча-ча-ча – ча-ча-ча – раскрывают пальцы из «свечи»
Догорела вся свеча. Руки на столе.
5. Игра «Расскажи, что ты хочешь делать?»
У детей и логопеда конверты, в них картинки: книга, качели, чемодан, карандаш, печенье.
Л: Придумайте действия, которые можно выполнить с этими предметами, в словах обязательно должен быть звук Ч. Расскажите, что вы хотите делать.
Примерные ответы: Я хочу читать книгу, качаться на качелях, чинить чемодан, точить карандаш, печь печенье.
Затем организуется диалог, дети задают вопрос: Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях? Ты хочешь чинить чемодан или точить карандаш?
6. Итог занятия.
Л: Чему вы сегодня научились?
Задания и упражнения для закрепления навыков правильного звукопроизношения.
1. Сказка про глухие и звонкие согласные звуки.
Решили согласные звуки в путешествие отправиться. Да вот беда: одни в шумный город поехать хотят, другие в тихий лес, на природу.
Те звуки, что в город стремятся, сами голосистые, им бы в городе и жить: они звенят, как трамвай – ЗЗЗ!, жужжат, как мотор – ЖЖЖ!, стучат, как молот – ДДД!, рычат, как бульдозер – РРР!
А на природу робкие тихони собираются, их голоса на звуки природы походят:
ШШШ! – шуршат они листвой, ССС! – скользят ручейком, ТТТ! – стучат по дереву дятлом, ФФФ! – веют ветерком, ЦЦЦ! – цокают копытцами по дороге.
С тех пор так и повелось. Звонкие согласные всегда о себе громко заявляют, во весь голос. А глухие согласные… их трудно услышать, напоминать же нам о себе они стесняются. Как же быть? Просто. Этих скромников легко запомнить, если позвать два гласных на помощь и сложить стихотворение из букв.
КА пэ тэ
Эф ха цэ
Ча ша ща
Эс
2. Буквы Е и Ё.
Учитель лесной школы Михаил Иванович показал ученикам две новые буквы – Е и Ё.
- Смотрите, - сказал он, - буква Е похожа на гребёночку. С неё начинаются слова: ЕЖЕВИКА, ЕНОТ, ЕДИНИЦА. Если над буквой поставить две точки, она превратится в букву Ё. С буквы Ё начинаются колючие слова: ЁЖИК, ЁЛКА, ЁРШ.
Используя на занятии разные виды сказок и историй, можно давать задания на повторение: Повтори какие звуки живут в городе, а какие в лесу; Назови слова на Е и Ё. Это способствует автоматизации звуков и введение их в речь.
3. Чистоговорки.
Ша-ша-ша – у Даши каша.
Шу-шу-шу – Даша кушает кашу.
Аш-аш-аш – у Паши шалаш.
Ош-ош-ош – у Миши ковш.
За-за-за – здесь стоит коза.
Зы-зы-зы – мало сена у козы.
Зу-зу-зу – отвязали мы козу.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у Ромы шары.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру. И т.п.
4. Добавлялки.
Белокрылый альбатрос
Верен морю, как … (матрос).
Как бы мне пошла корона! –
Важно каркает … (ворона).
Жарким летом по горам
В шубе бегает … (баран).
В колючках ёж и ёрш
Но сразу разбурёшь:
Кто ёжится – тот… (ёж),
А кто ёршится – тот … (ёрш).
В реке большая драка –
Поссорились два … (рака).
5 Дидактические игры с картинками (предметными и сюжетными).
Это интересно
Изобразительное искусство как средство художественного воспитания, образование
школьников
В системе образования особое место занимает эстетическое воспитание, способствующее активизации развития мировоззрения, интеллектуальных и творческих потенций личности. Для того чтобы воздействие на ребенка было более эффективным система эстетического воспитания должна быть единой, объединяющей все ...
Обобщение способов решения конкретных задач до метода решения класса задач
Решение конкретной задачи часто может привести к методу решения класса задач. Таким образом осуществляется обобщение способа решения конкретной задачи до метода решения класса задач. Выбирается конкретная задача, ее решение записывается в таблицу, состоящую из двух столбцов (табл. 1). В левом столб ...
Проблемы использование
компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе
Нынешнее поколение детей живет и формируется в информатизированной среде. У детей компьютерная игра давно вытеснила игры по профессиям, опередив по популярности просмотр телепередач. Информатизация ДОУ – острое требование реальности, повседневной жизни. Но специфика ДОУ жестко регламентирует исполь ...