Обучение с помощью метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи учащегося. Применение опорных сигналов важно потому, что позволяет избежать или сократить до минимума в процессе обучения и общения использование языка посредника - родного языка. Тем не менее, сохраняется опосредованная подсказка в виде различных символов, знаков, кодов или сокращений, которая позволяет управлять высказыванием, и необходимость в которой постепенно убывает по мере формирования речевого умения, до полного исчезновения на его последней стадии.
Назначение опор заключается в том, чтобы, вызвав ассоциации с жизненным и речевым опытом обучающихся, опосредованно помочь построению речевого высказывания. Опоры составляются как с помощью слов, так и с помощью различных изображений действительности и могут использоваться в рамках одного конспекта обособленно друг от друга и во взаимодействии, дополняя друг друга.
Опоры содержат определенную информацию в развернутом или сжатом виде. Они не требуют точной передачи информации с точки зрения ее количества и позволяют создавать свои речевые конструкции в данном контексте и в рамках освоенных речевых навыков, открывают возможности для формирования мыслительной деятельности на языке обучения. Вспомогательную роль при формировании некоторых фраз и фрагментов устной речи вначале исполняют опорные сигналы, которые в виде символов кодируют какие-либо, как правило, ключевые фрагменты текста. Это позволяет учащемуся, пользуясь на начальном этапе опорным конспектом, произносить монологическую речь плавно, без запинок и сбоев, растормаживает сам процесс говорения, делая речь свободной. На последующем этапе в связи с тем, что материал усвоен учащимися достаточно хорошо, необходимость в опорных сигналах отпадает.
Несмотря на ограниченное количество знаков на листе опорного конспекта, он охватывает значительный материал. При безупречной подготовке к уроку ученика V-VI класса (обучение ИЯ с V класса) для ответа по теме в 15 - 20 высказываний на иностранном языке требуется не более двух-трех минут. Это значительно экономит время урока. Время на устные ответы увеличивается настолько, что позволяет каждому ученику ответить по теме опорного конспекта, а такая ситуация, в свою очередь, при подготовке к каждому уроку настраивает на предстоящий устный ответ. Частая практика устной речи способствует развитию языковых навыков. Хорошее знание учебного материала переносит акцент с того, о чем нужно говорить, на то, как нужно говорить, формируя фонетически правильную речь, богатую образными выражениями и сложными грамматическими оборотами. Повышение речевой активности учащихся влечет за собой увеличение перерабатываемой информации в ходе урока, а возрастающий объем знаний является хорошей предпосылкой к творчеству.
Использование опорных сигналов упрощает процесс восприятия учебного материала за счет создания зрительных образов и компоновки их во взаимосвязанные логические блоки.
Методика работы по опорным сигналам побуждает к творчеству и учителя и ученика, предоставляя возможность изменять и дополнять листы с опорами, перерабатывать их в нужном ключе или составлять самим.
Как составить опорный конспект?
В среднем на изучение той или иной темы отводится два-три урока: знакомство с новыми лексическими единицами, отработка произношения и орфографии новых слов, использование лексических единиц в грамматических структурах. На заключительном этапе работы по той или иной теме используется опорный конспект.
Это интересно
Требования, предъявляемые к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это: Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Простота формул ...
Деятельность: структура, функции, виды. Учебная деятельность
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности в ходе, которого происходит достижения субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Роль деятельности в развитии личности. Важнейшую роль в развитии личности и ...
Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личнос ...