Приступая к работе над очередной темой опорного конспекта, учитель совместно с учащимися продумывают примерные тексты монологических высказываний. Эти примерные тексты с отражением в них основных смысловых вех служат отправным материалом для выделения опорных сигналов и составления опорных конспектов.
Составленный на основе полученных знаний по той или иной теме примерный рассказ ученика является исходным материалом для опорного конспекта, уменьшенным по объему, но сохраняющим основную информацию текста.
Затем учитель и учащиеся решают, какие слова и словосочетания в рассказе являются ключевыми и какими символами нужно их выделить в опорном конспекте. Отдельные ключевые слова передаются простыми рисунками или условными обозначениями.
Также выделяются в тексте цифры и даты, имеющие важное значение. Тем самым определяются опорные сигналы конспекта. Затем опорные сигналы располагаются в нужной последовательности, благодаря чему достигается простота и наглядность конспекта.
Группы опорных сигналов, объединенные общей подтемой, выделяются в конспектах в виде блоков. Блоковое деление конспектов рассчитано на одновременное восприятие и запоминание групп взаимосвязанных объектов. Это облегчает запоминание конспекта.
Затем учащимся дается домашнее задание - составить свои индивидуальные конспекты для участия в конкурсе "Лучший конспект". На следующем уроке учитель совместно с учащимися просматривают ученические конспекты и выбирают лучший, который и послужит образцом для создания окончательного варианта опорного конспекта. Необходимо отметить, что конспекты начального варианта - простые рисунки. Они содержат меньше опорных сигналов. По каждому опорному сигналу при рассказе составляется одна или несколько фраз.
На начальном этапе различия между языковым материалом, который ученики употребляют в речевой практике, и материалом текстов учебника еще незначительны. Поэтому содержание опорных конспектов связано с материалом текстов учебника.
Ниже приведен опорный конспект по теме "Months and Seasons" и примерный текст монологического высказывания учащегося по данной теме.
TEXT Months and Seasons
There are 4 seasons in a year: spring, summer, autumn and winter. There are three months in a season.
Spring months are: March, April, May. Spring begins in March and is over in May. The weather in spring is warm. When spring is over, summer comes.
Summer months are: June, July, August. Summer begins in June and is over in August. The weather in summer is warm or hot. When summer is over, autumn comes.
Autumn months are: September, October and November. Autumn begins in September and is over in November. The weather in autumn is cool. When autumn is over, winter comes.
Winter months are: December, January, February. Winter begins in December and is over in February. The weather in winter is cold.
Thirty days has September, April, June and November.
All the rest have thirty-one, excepting February alone,
Which has twenty-eight days clear
And twenty-nine in each leap year.
В тексте выделены:
полужирным шрифтом - слова, фразы и буквосочетания, вынесенные в виде опор в опорный конспект;
курсивом - части слов и фраз, отсутствующие в опорах;
подчеркнуты - слова и фразы, внесенные в опорный конспект в виде символов, картинок и других изображений.
Это интересно
Кружковая работа как форма индивидуализации обучения
"Математический кружок — одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности". Как правило, кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание у ...
Использование методик активного обучения
Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении. Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы у ...
Основные преимущества применения мультимедиа в образовании
Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения. Такие средства обучения способствуют появлению не только новых возможностей для об ...