Разделение вспомогательных средств на традиционные и технические отнюдь не говорит о том, что традиционные средства "сходят со сцены", что их дни сочтены. Такая оценка была бы явно ошибочной. Традиционные средства будут и дальше совершенствоваться, а многие появятся в качестве, совершенно новых. Но их удельный вес перед лицом все большей технизации учебно-воспитательного процесса будет неизменно сокращаться.
Перейдём теперь к характеристике технических средств обучения. По установившейся традиции в методической литературе чаще всего различают три группы средств обучения: звукотехнические, светотехнические и звукосветотехнические средства. Как нетрудно заключить, в основу такой классификации положена основная функция того или иного технического устройства. Другими словами, аппарат, который записывает и демонстрирует (или только демонстрирует) звучащую речь, относится к звукотехническим средствам; если он проецирует письменную речь или сюжет - к светотехническим средствам. Если же учащемуся демонстрируется звучащая речь и одновременно проецируется изображение - тогда речь идёт о звуко-светотехнических средствах обучения.
На первый взгляд, отмеченная классификация (первая группа - магнитофоны и проигрыватели пластинок; вторая группа - проекционная аппаратура, включающая аппаратуру для немого кино; третья группа - звуковой киноаппарат, телевизионный приемник, видеомагнитофон) кажется логичной. Если же посмотреть "в корень" упомянутой классификации, то она оказывается далеко не идеальной, так как носит слишком "машинный" отпечаток и, по сути, не представляет орудий учебного процесса. В настоящее время имеется достаточно оснований пересмотреть такую классификацию и представить ее на более рациональной основе. Здесь надо исходить из того, что само техническое устройство не несет никакой учебной информации. Последняя может быть запечатлена на пластинке, магнитной ленте, киноленте, стекле, картоне или бумаге, В свою очередь, каждый из отмеченных материалов служит всего лишь носителем информации, которая с помощью определенного способа производства наносится на материал. Следовательно, только запечатленная речевая или визуальная информация на физическом носителе и является методическим средством, которое приобретает ту или иную характеристику в зависимости от воздействия на одну из сенсорных систем индивида или на две системы синхронно.
Таблица 2. Технические средства обучения.
Канал поступления информации |
Средство обучения |
Специальный термин | ||
материал |
Учебные орудия |
аппарат | ||
Слуховой |
Устная речь (на иностранном или родном языке) |
Грампластинка, магнитная лента, магнитный диск, электромагнитные волны |
Проигрыватель, магнитофон, диктофон, радиоприёмник |
фонограмма |
Зрительный |
Статичные и динамичные изображения объектов материального мира, речь в письменной форме |
Диапозитивы, слайды, диафильм, картины, фотографии, кинофильм (без звуковой дорожки) |
Проектор, фильмоскоп, эпидиаскоп, киноаппарат немого кино |
видеограмма |
Слуховой и зрительный одновремен-но |
Динамичные изображения объектов, факторы поведения человека, натуральная устная и письменная речь |
Диафильм (слайд) плюс звуковое сопровождение, кинофильм со звуковой дорожкой, магнитная лента, электромагнитные волны |
Фильмоскоп (проектор) с магнитофоном (проигрывателем; аппарат звукового кино, видео-магнитофон, телевизор |
Видеофоно-грамма |
Это интересно
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей
дошкольного возраста
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть ...
Анализ образовательного
процесса дошкольного образовательного учреждения на современном этапе
Зарождение новой идеологии дошкольного воспитания знаменовала собой "Концепция дошкольного воспитания" (1989 г.), созданная коллективом ученых Академии педагогических наук под руководством В.В. Давыдова и В.А. Петровского. Концепция сориентировала педагогов на изменение самого принципа по ...
Вычисление средней ошибки разности
Условное обозначение средней ошибки разности - t. Таким образом, установлены основные статистические параметры, характеризующие количественную сторону эффективности одной из методик обучения метанию малых мячей в цель. Но в приведенном примере речь шла о сравнительном эксперименте, в котором сопост ...