pedagogyreview
Разное по педагогике » Технология использования и создание системы дидактических материалов на иностранном языке с учетом социокультурных особенностей » Психологические особенности средств зрительной наглядности в обучении английскому языку

Психологические особенности средств зрительной наглядности в обучении английскому языку

Страница 3

В качестве основы для более детализированной классификации был выдвинут критерий канала поступления учебной информации.

Как известно, каждый нормальный индивид обладает пятью чувствами - зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. Практика владения родным языком свидетельствует о том, что чувства, в том числе и такие, как осязание, обоняние, вкус, незримо связаны с "речетворчеством" индивида, хотя в этом плане, насколько нам известно, не проведены сколько-нибудь значительные исследования.

При изучении же чужого языка перечисленные чувства не играют значительной роли, по крайней мере, на непродвинутых стадиях обучения. Следовательно, доминирующими каналами сенсорной системы-индивида в процессе овладения иностранным языком остаются два - слуховой и зрительный, которые в определенных случаях функционируют одновременно. Это и дало нам основание распределить многообразие вспомогательных средств обучения на, соответствующие подгруппы в зависимости от канала поступления учебной информации.

дидактический раздаточный иностранный урок

Чтобы сделать классификацию современных вспомогательных средств обучения более обозримой, представим ее в виде двух таблиц, каждая из которых будет ниже прокомментирована.

Как видно из таблицы 1, среди традиционных вспомогательных средств нет таких, с помощью которых информация поступала бы только по слуховому каналу учащегося индивида. Единственный случай может подходить под эту рубрику - когда учащиеся слушают учителя, находящегося за ширмой, вследствие чего они говорящего не видят, а только слушают. Такая ситуация, однако, может иметь место при проведении экспериментов; в нормальной учебной обстановке такая ситуация невозможна.

Таблица 1. Нетехнические (или традиционные) средства обучения.

Канал поступления информации

Средство обучения

Специальный термин

материал

учебные орудия

Слуховой

-

-

-

Зрительный

Объекты материального мира

Статичное изображение объектов материального мира

Внешние неязыковые факторы поведения человека

Родная и иностранная речь в письменной форме

Натуральные предметы и явления

Картины, фотографии, открытки, фланелеграф

Органы "системы человек"

Учебники, учебные пособия, книги, тетради, плакаты, таблицы, доска

наглядные пособия

Слуховой и зрительный одновременно

Натуральная устная и письменная речь (родной или иностранный язык), факторы поведения человека

Органы "системы человек", включая органы речи

-

Следовательно, подавляющее большинство вспомогательных средств традиционного типа воздействует на сенсорную систему таким образом, что учебная информация поступает по зрительному каналу индивида. Наибольшее место здесь занимают средству традиционной наглядности, которые в большинстве случаев исполняются не только в обучении иностранному языку, но и в обучении ряду других учебных предметов. Так, например, картина леса может быть показана в школе на уроках природоведения, географии, литературы, ботаники и т.д., в то время как плакат с образцами речи на иностранном языке нигде, кроме как на уроках иностранного языка, не может быть использован. В эту группу входит и такое важное средство как учебник, которой нередко воспринимается преподавателями как "самое главное", "самое основное" средство обучения иностранному языку. Забегая несколько вперёд, надо отметить, что учебник действительно играет особую роль в современном обучении, что, однако, не свидетельствует об отсутствии недостатков у этого важного средства, о чем будет идти речь далее. К этой группе, несомненно, относится и тот речевой продукт, который "порождает" преподаватель на иностранном языке, используя последний как средство организации и как объект изучения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Специфика контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письмен­ных работ: диктантов, грамматических зада­ний, контрольных списываний, изложений, те­стовых заданий. Диктант служит средством проверки орфо­графических и пунктуационных умений и на­выков. Грамматический разбор есть ...

Игры и упражнения для развития ручной моторики
Массаж рук Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько: Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению "от периферии к центру" - 6-8 раз, отдельно на каждой руке. Сгиб ...

Методы и средства формирования милосердия
Многие педагоги современности в своих работах уделяют большое внимание формированию милосердия (Макаренко А.С., Амонашвили Ш.А., Лихачев Д.С.), в литературе рассматривается многообразие методов и средств, направленных на реализацию данной задачи. Выделим основные из них, наиболее приемлемые, на наш ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru