Таким образом, наш весьма беглый обзор эволюции применения основных средств обучения иностранным языкам показывает, что на протяжении всей истории организованного обучения решение основных дидактических задач было неразрывно связано с использованием вспомогательных средств, которые делают обучение более наглядным, доступным, более эмоциональным и, в конечном счете, более результативным. Как в этой связи не вспомнить английского философа XVII века Ф. Бэкона, который прозорливо отметил, что голая рука и интеллект ничего не стоят, если не используются орудия и вспомогательные средства.
Рассмотрев в общих чертах развитие тенденций - все более интенсивно использовать вспомогательные средства в обучении иностранным языкам, - остановимся далее на самом понятии вспомогательное средство".
При определении этого необходимо, прежде всего, исходить из очень большого диапазона имеющихся средств как нетехнических, так и технических. В соответствии с этим нельзя к вспомогательным средствам обучения относить только традиционные средства наглядности - таблицы, картины, схемы и т.п., которые, собственно, не являются специальными для обучения иностранным языкам и потому широко используются при изучении многих других учебных предметов. Напротив, к специальным средствам надобно отнести в первую очередь те, которые проявляют свою специфику именно в обучении языкам. Здесь имеются в виду средства слуховой наглядности, т.е. фономатериалы различных типов. К вспомогательным средствам можно отнести и другие технические устройства, в той числе такие сложные, как электронные классы, электронно-вычислительные машины и пр., если они используются в преподавании иностранного языка. Следовательно, к вспомогательным средствам необходимо относить все орудия обучения, т.е. от раздаточного дидактического материала (карточки с буквами, слогами, словами, цифрами, образцами речи) до сложнейших радиоэлектронных устройств (фонозалы, электронные классы, электронно-вычислительные машины).
Таким образом, под вспомогательными средствами обучения, если определять их в самом обобщенном виде, следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное назначение вспомогательных средств - приблизить реализацию учебного процесса к оптимальным характеристикам, а в обучении иностранным языкам - в большинстве случаев создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения к иноязычной среде, к условиям, в которых осуществляется близкое к натуральному функционированию изучаемого иностранного языка.
Охарактеризовав сущность понятия "вспомогательное средство", можно перейти к классификации средств обучения, входящих в арсенал современной методики преподавания иностранных языков.
Если все имеющиеся в нашем распоряжении средства обучения иностранным языкам сгруппировать на основе определенных признаков, то можно описать их классификацию, представленную как это часто делается, различными типами. В связи с тем, что вспомогательные средства могут обладать самыми разнообразными характеристиками, часто не имеющими решающего значения (размер, цвет, целенаправленность, статичность, динамичность, с наличием языкового материала или без него, с "заложенной" программой речевых действий или без таковой и т.д.), то представилось более целесообразным взять в качестве классификационной основы наиболее общие по содержанию критерии, одним из которых является способ демонстрации, обусловленный наличием или отсутствием технического устройства. Таким образом, исходя их этого критерия, все средства обучения можно разделить на нетехнические и технические. Но данная классификация еще слишком обща, поэтому оказалось необходимым определить наличие ряда подтипов, которые имели бы методическую значимость, что способствовало бы в конечном счете повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Это интересно
Методика работы с раздаточными материалами
на уроках английского языка
Стремление повысить эффективность обучения побуждает использовать групповую работу учащихся, в процессе которой происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение - в ходе обмена освоенной информации. ...
Проблема одаренности в младшем школьном возрасте
Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития. Многое в способностях ...
Распределенный учебный процесс
Единственный способ решить проблему ограниченности компьютерных ресурсов в школе – полноценно включить в учебный процесс домашние компьютеры учеников, то есть, построить распределенный учебный процесс. Для этого и необходимы электронные средства обучения нового поколения. О технологии «Перспективно ...