Начиная с младшего возраста школьники охотно выполняют несложные упражнения, развивающее внимание к деталям художественного текста : рассказ или отрывок из повести читается в слух, затем ребятам показываются иллюстрации, а они должны указать то место, к какому относятся иллюстрации. Со временем упражнения можно усложнять: учащимся показываются несколько иллюстраций к разным произведениям, а они определяют, к какому месту произведения они относятся. Школьники «примысливают» прочитанному то, чего в тексте нет. Эти своеобразные импровизации на тему прочитанного, верно направленные педагогом, способствуют литературно-творческому развитию, сохраняя в то же время благотворную для восприятия художественного произведения особенность школьника - образное мышление.
Увлекает школьников упражнение: учитель читает вопрос не до конца, а школьники конец должны написать сами. Затем придуманы школьниками конец сравнивается с тем, который предлагает автор прочитанного произведения. Это упражнение развивает внимание к художественным деталям произведения и к логике авторской мысли.
Специфической особенностью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусствам является развитие у них способностей эстетического восприятия действительности.
Основной задачей эстетического воспитания школьников в изобразительном искусстве является обогащением и уточнении детских представлений, о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, о жизни людей родной стороны. Занятие искусством имеет ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь - накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной формы закономерности окружающего мира.
Литературно - творческое развитие старших школьников подчиняется главной воспитательной задачей: педагогическому руководству становлением эстетического идеала и мировоззрения юношества, предполагает всевозможные методы, в том числе, разумеется, и те, которые практикуются в младших и средних классах. Однако эти методы используются при изучении более сложного, соответствующего кругу чтения старших школьников, литературного материала и более глубокого, творческого освоения окружающей действительности. Особенности возраста диктует внимание старших классов к сочинениям, углубляющим понимание философских и этических категорий (сочинение расхождение с постановкой этических и мировоззренческих проблем типа и в человеке должно быть все прекрасно и в жизни всегда есть место подвигам). Учитель знакомит старшеклассников с дневниками исторических личностей и выдающихся художников, по аналогии с которыми школьники, возможно, сами попробуют вести дневники, испытают свои силы в эпистолярном жанре одновременно полезно проводить сочинение с анализом взаимоотношений к этике и эстетике, например: «как я представляю себе воплощение идеи «эстетика - этика будущего».
Полнота сформированности эстетического вкуса у школьников зависит от внимания к этой проблемы в равной степени педагогов и семьи.
Эстетическое воспитание школьников в процессе всей их жизни рождает проблему взаимодействии методов художественно воспитания с общими методами педагогического воздействия.
Решающую роль в эстетическом становлении личности играют методы собственно художественного воспитания, вероятно, следует отнести практическое обучение детей тому или иному виду искусства.
Анализ процесса практического обучения приводит к выводу, что формирование умения видеть, понимать, творить прекрасное в значительной мере осуществляется в процессе обучения. А высокий художественный вкус находится в прямой зависимости от развития интеллектуальных способностей в процессе творческой деятельности, развития эмоциональной сферы.
Эстетическое развитие и становление художественного вкуса детей обеспечивают методы, связанные с организацией восприятия, анализом художественных произведений. Восприятие и анализ неотделимы друг от друга. Задача заключается в том, чтобы обеспечить, прежде всего, условия для наиболее активного и продуктивного восприятия. Здесь имеют большое значение, по крайней мере, два момента. Во-первых, установка на восприятие. Она может заключаться в предварительном ознакомлении с программой произведения, а так же создании определенного эмоционального настроя, пробуждения в ребенке личных переживаний, близких к тем, которые рождают произведения искусства. Во - вторых, создание соответствующего содержания произведения внешнего фона. Этот фон может быть обеспечен, прежде всего, за счет взаимодействия искусств.
Это интересно
Сущность эстетического воспитания школьников
Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой. Под эстетическом воспитанием обычно понимает ...
Процесс героико-патриотического воспитания в России
Само управление процессом героико-патриотического воспитания связано с выявлением влияния на этот процесс следующих компонентов: факторов, условий, а также методов, форм и средств воспитания. Так как в процессе воспитания возникает множество связей между внутренним состоянием и внешними условиями, ...
Связь межличностных отношений и самосознания
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его "Я". Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представл ...