Таким образом, в основе группы методов организации восприятия и анализа произведения искусства детьми лежит диалектически противоречивая схема: восприятие - анализ - восприятие. Противоречивость ее заключается, прежде всего, в том, что анализ в известной степени разрушает органически цельную художественную ткань произведения.
Методы эстетического воспитания, способствующие эстетическому развитию школьников, формированию их художественного вкуса, это организация их самостоятельной художественной творческой деятельности мало чем отличаются от форм практического обучения. Кружок изобразительного искусства и кружок литературного творчества, музыкальный ансамбль и театральный кружок могут работать либо методами практического обучения, либо творчески развивающими. Соответственно творчество детей осуществляется или как повторение восприятию, как подражание, или как оригинальное, самостоятельные важно понять мало заметные, но имеющие принципиально значительные психологические моменты. В первом случае, это состояние неуверенности и ожидание помощи или более или менее точное следование образцу. Во - втором случае - состояние уверенности готовности к поискам самостоятельных решений.
Говоря о собственно эстетическом воспитании можно было бы выделить три основные группы методов:
1) Методы обеспечения эстетического оптимального восприятия, в которые входят демонстрация, анализ, повторное восприятие, обогащающее личность эстетическими впечатлениями.
2) Методы практического обучения, к числу которых относятся объяснения, показ, упражнения.
3) Методы художественно - творческой деятельности, среди которых важное место занимает обоснованные правила, выполнение собственно творческих заданий, критический разбор произведения.
Кроме того, при осуществлении собственно художественного воспитания, наряду со специфическими методами, используются и методы педагогического воздействия. Ведь ребенок включается в процесс воспитания как личность, как субъект со всеми своими достоинствами и недостатками.
4) Методы собственно художественного воспитания неразрывно переплетаются с методами педагогического воздействия, и второе - методы педагогического воздействия, которые дают возможность с их помощью самостоятельно решать вопросы эстетического воспитания.
Решение задач эстетического воспитания с помощью методов организации детского коллектива и педагогического воздействия не просто желательно, но и настоятельно необходимы. Практическое применение этих методов в целях эстетического воспитания должны иметь в виду задачу организации всей детской жизни по законам красоты влияние художественно начала в повседневную деятельность и быт детей, и формирование их эстетических отношений к жизни.
Это интересно
Результаты исследования показателей координационных способностей у
дзюдоистов на протяжении педагогического эксперимента
Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки дзюдоистов на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса. Спортивный результат во многом детерминируется уровнем специальной физической подготовленности спортсменов. Особая роль в специальн ...
Анализ образовательного
процесса дошкольного образовательного учреждения на современном этапе
Зарождение новой идеологии дошкольного воспитания знаменовала собой "Концепция дошкольного воспитания" (1989 г.), созданная коллективом ученых Академии педагогических наук под руководством В.В. Давыдова и В.А. Петровского. Концепция сориентировала педагогов на изменение самого принципа по ...
Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»
Особенностью элективных курсов по технологии является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, ...