Очевидно, что подобные темы для разговора и рассуждения дети перенимают от взрослых: они произносят слова и фразы, хотя не всегда понимают их смысл. Дошкольники никогда не остаются безразличными к тому, о чем говорят взрослые. Дети с удовольствием сообщают своим друзьям то, что они услышали от родителей. Особенно заметно влияние взрослых при разного рода суждениях и оценках, которые дошкольники адресуют своим сверстникам:
- Играть надо честно. Обманывать нельзя.
- Ты непослушный озорник. Расскажи о своем поведении маме, и она тебя накажет.
- Жадничать нельзя, с жадинами никто не водится.
Так "учат" дети своих друзей, повторяя слова взрослых, адресованные им самим.
Таким образом, общаясь со взрослыми, ребенок учится выходить за пределы конкретной ситуации, знакомится с окружающим миром. Но все эти суждения на познавательные и моральные темы в общении со сверстниками приобретают специфическую роль - утверждение собственного авторитета, демонстрация своих познаний. Гораздо интереснее сообщать новые знания и моральные сентенции самому, чем выслушивать их от своего приятеля.
Получается,, что по своей роли в общении познавательные высказывания детей стоят в одном ряду с сообщениями детей о себе: у меня есть, я умею, я знаю. Все эти высказывания объединяет то, что в центре их стоит "я" ребенка (даже если само местоимение "я" отсутствует); их цель - продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание. Все это свидетельствует о том, что ребенку очень важна оценка сверстника, его одобрение и даже восхищение.
А как же сам ребенок относится к своему сверстнику? Что он говорит о нем?
Оказывается, в живом непосредственном общении дети достаточно, часто дают оценку друг другу и даже выделяют некоторые качества сверстников. Число высказываний о друге значительно увеличивается от 3 до 6 лет.
Ребенок 3-4 лет воспринимает сверстника в основном как объект для сравнения с собой и оценки, которая выражается достаточно категорично и однозначно:
- Жадина ты какая-то!
- До чего же ты глупый, ничего не понимаешь!
- Все ты неправильно делаешь, ничего не умеешь!
Подобного рода оценки дети часто дают друг другу на основании сиюминутных, чисто ситуативных проявлений: не дает игрушку - значит, жадина, делает не так, как мне хочется,- значит, неправильно. И о своем недовольстве ребенок охотно и откровенно сообщает сверстнику. Оценки маленьких детей, как правило, бывают слишком субъективны. Они сводятся к противопоставлению "я" и "ты", где "я" заведомо лучше, чем "ты".
Но после 4 лет в разговорах детей все чаще появляются высказывания, в которых "я" и."ты" как бы сливаются в общее "мы".
- Смотри, что у нас получилось!
- Давай вместе в дочки-матери играть!
- Это у нас будет стол…
- Помнишь, мы эту песню пели…
У детей уже есть общее дело, которое увлекает и которое хочется довести до конца вместе. Теперь уже не столь важно, какой я и какой ты, главное - у нас получилась интересная игра. Этот поворот от "я" к "мы", от наивного детского "Смотри, какой я -хороший" к попыткам объединиться ("Давай вместе") происходит в игре".
Это интересно
Значение и специфика театрального искусства
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - ...
Младший
и средний школьный возраст
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Так ...
Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...