Попробуем заглянуть в группу детского сада и прислушаться к разговору ребят, когда они предоставлены сами себе. На первый взгляд дети просто играют - кормят кукол, строят что-то из кубиков и как бы между делом разговаривают:
- Я домик для собачки строю.
- А я кубики на стройку вожу, дж-дж-дж…
- А у меня вон какой домик вышел, смотри!
- Ну и что, твой от ветра сломается, а мой нет!
Вроде бы разговор идет об игре, о действиях с игрушками. Но в каждой фразе присутствуют "я" и "ты", "твой" и "мой", причем главное в каждой фразе не то, что это домик или собачка, а то, что это "мой" домик или "моя" собачка.
Наблюдения за общением дошкольников показали, что чаще всего высказывания так или иначе связаны с собственным "я" ребенка. Однако это "я" проявляется по-разному в зависимости от возраста. Для младших дошкольников (3-4 года) "я" - это прежде всего то, что у меня есть, или то, что я вижу:
- Это моя кукла.
- У меня сегодня новые тапочки.
- Смотри, какие у меня кубики интересные!
Это стремление привлечь внимание сверстников с помощью своих предметов, поделиться впечатлениями характерно для дошкольников в целом, но в младшем возрасте оно занимает особое место.
Дети постарше все чаще демонстрируют перед сверстниками то, что они умеют делать:
- А я у себя порядок навожу.
- Я буквы умею писать!
- Вот что я сам сделал!
Теперь главным для ребенка становится не то, что у него есть, а то, что он умеет делать и как хорошо у него это получается. Детям нравится поучать своих сверстников и приводить себя в пример:
- Вот смотри, как надо строить!
- Надо куклу одевать вот так, как я.
Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка около 5 лет, когда у него формируется потребность в уважении и когда отношение других людей к его умениям и возможностям приобретает особое значение.
В старшем дошкольном возрасте репертуар высказываний ребенка о себе значительно расширяется. По-прежнему встречаются сообщения о своих предметах и действиях, но значительно большее место занимают рассказы о себе, не связанные с тем, что ребенок делает в настоящий момент. Дошкольники рассказывают о том, где были, что видели, делятся планами на будущее:
- Я с мамой в цирке был и живого медведя видел.
- Я мультик смотрел про кота Матроскина.
- Я летом в деревню поеду.
- Вырасту - буду солдатом или милиционером.
- Я люблю про машины книжки читать.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста сообщения ребенка о себе изменяются от "это мое", "смотри, как я делаю" до "кем я буду, когда вырасту" и "что я люблю".
Однако общение дошкольников не ограничивается одним только обменом информации о себе. Их разговоры касаются самых разных тем и предметов. Дети достаточно часто обмениваются друг с другом сообщениями, не связанными с конкретными действиями и данной ситуацией. У малышей такие сообщения отрывочные, короткие и тесно переплетены с практическими действиями. Например, Сережа возит машину по полу и, обгоняя Мишу, говорит: "У меня "Волга", она быстрее всех машин ездит, у нее мотор очень сильный, она "Запорожец" запросто обгонит…"
Старшие дошкольники довольно часто делятся друг с другом своими познаниями, их высказывания достаточно ярко отражают дух нашего времени и интересы родителей. Дошкольники обсуждают самые разные проблемы: "Что такое каратэ?", "Чем клеют обои?",. "Чем костюм космонавта отличается от водолазного?", "Почему редиску в суп не кладут?", "Какие джинсы самые модные?" и т. д. Очевидно, что все эти темы достаточно далеки от реальной жизни дошкольников и могут представлять для них весьма отдаленный интерес. Тем не менее они активно обсуждаются детьми, причем с возрастом такие познавательные беседы занимают все большее место в их общении.
Это интересно
Организация работы в группах для детей с ФФН
В соответствии с типовым положением определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей – для детей 6 года жизни и подготовительной – для детей 7 года жизни. Коррекционное воздействие в этих группах осуществляется строго в соот ...
Интонационные упражнения
Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на котор ...
Развитие способностей в музыкальной деятельности посредством инсценирования
песен
В качестве составной части художественного мироотношения выделил и проанализировал миропредставление Л.А. Закс. Он понимает миропредставление как «предметно-ценностную мирообразную структуру художественного сознания, фиксирующую ценности как предикаты объектов, или ценностный состав действительност ...