2. При составлении комплекса занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения - знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за обитателем уголка природы – хомячком. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.
Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 4-5 и рис. 2.
Таблица 4
Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | ||||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития | |||
Таня В. |
11 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
11,0 |
С |
Женя К. |
12 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
12 |
С |
12,0 |
С |
Света К. |
8 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,2 |
С |
Оля Г. |
13 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
13,6 |
В |
Алеша Д. |
11 |
С |
9 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
11 |
С |
11,2 |
С |
Марат М. |
12 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
14 |
В |
12 |
С |
12,8 |
С |
Саша Л. |
13 |
В |
10 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
11 |
С |
11,8 |
С |
Маша С. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
15 |
В |
14 |
В |
14,0 |
В |
Галя Ф. |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
7 |
Н |
8,6 |
С |
Артур З. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
15 |
В |
14 |
В |
14,0 |
В |
В среднем по гр. |
11,6 |
С |
10,5 |
С |
12,3 |
С |
13,0 |
В |
11,4 |
С |
11,8 |
С |
Это интересно
План-конспект уроков
Урок № 1-2 Раздел программы: Культура дома Тема: Сервировка стола к ужину. Класс: 6 класс Время работы: 90 минут Цели урока: Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом. Развивающая: Развивать творческие способности при аранжиро ...
Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа инте ...
Формирования познавательных процессов в различных видах деятельности
В основу обучения положена идея самостоятельного формирования необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В основе организации обучения лежит личностно-деятельност ...