4. Добавить 1, 2, 3 или 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па – пар, парк, парад, паруса; ко – кот, козы, кошка, корова и т. д. Назвать количество звуков в полученных словах.
5. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков и записать их.
6. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске, например:
КОЗА
Кот оса Зоя Аня
Каша окна зонт аист
Каток ослик забор арбуз
7. Игра «Кубики».
На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают число, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.
8. Игра «Разведчики».
Учащиеся – «разведчики». Каждый из них получает пакет с секретным «донесением», в «донесении» буквы, из которых нужно составить слова из 3, 4, 5, 6 звуков. Учащимся даются соответствующие картинки.
9. Игра «Играем в прятки».
Найти трех животных, спрятавшихся в стихотворных строчках.
ВыСОКО Летает стриж,
Но со мною не сравнишь.
Следы коСТРА У Самой пальмы,
Кора в ожогах, факт печальный.
Гром грохотал…
Весь лес тряСЛО.
Но я гулял грозе назло.
(Сокол, страус, слон)
Определить количество звуков в каждом из найденных слов.
Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука).
1. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать получившееся слово (книга).
2. Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке. Например: нос – сон, лес – сел, кот – ток, сор – рос, дар – рад, топ – пот и т. д.
3. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например: дом – мак – кот – топор – рот – тина – арбуз – зонт и т. д.
4. Рассмотреть картинки. Назвать слово, в котором после [c] слышится [к]; после [п] произносится [к]; перед [т] находится [и], после [в] произносится [л’] и т.д.
5. Игра «Буква потерялась».
Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч а, кры а, астр , ист, но ницы, ко ка, ко ова и т.д.
Назвать звук, который стоит перед (после) пропущенной буквы.
6.Игра «Подбери пару».
К словам первой строчки подобрать слова второй строчки так, чтобы они отличались только одной буквой:
1) пар, кот, усы, утка, ужи, каска, сук, кран, лещи, тон, сор, лапа, так;
2) клещи, стук, краска, шутка, трон, лужи, бусы, крот, спор, парк, танк, лампа.
Формирование письменной речи, которая решает задачи влияния на развитие произвольной деятельности, мышления, личности, поведения требует особого подхода к обучению детей письму.
Логопед не может игнорировать проблемы грамотности, совершенствуя письменную речь школьника.
Дисграфия представляет серьёзную проблему. От уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал.
В последние десятилетие число детей с нарушением письма резко увеличилось, так как снизился интерес к чтению, увеличилось число запущенных случаев, когда данная патология диагностируется лишь в старших классах.
Нарушения чтения и письма находится в прямой зависимости от состояния интеллекта ребёнка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое развитие.
На основании нашей работы можно сделать следующие выводы:
1. Из анализа педагогической литературы мы видим, что учения о нарушениях письма существуют уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции данного нарушения являются актуальным и сложным.
2. В ходе проведения данной работы нами проведено обследование фонематического анализа и синтеза у младших школьников по методике Т.А. Фотековой.
3. У детей младшего школьного возраста с дисграфией наблюдается отставание в формировании фонематического анализа и синтеза.
4. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о трудностях развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста. Следовательно, необходима целенаправленная логопедическая и коррекционная работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Это интересно
Педагоги эпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье
К 1920 – 1930-м годам относится расцвет творчества таких видных отечественных педагогов и деятелей образования, как П. П. Блонский, А. П. Болтунов, Г. О. Гордон, А. Г. Калашников, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак, М. Н. Покровский, С. Т. Шацкий, В. Н ...
Профессионально-личностное развитие студента – психолога в процессе
учебно–профессиональной деятельности
В России не существует иных форм базовой подготовки психологов, кроме вузовской системы обучения. Не смотря на то, что в настоящее время существует как очная форма обучения психологов, так и заочная, а в последнее время стала возникать и дистанционная, полноценное формирование профессионала–психоло ...
Практическое применение мультимедиа на уроках
математики
Конспект урока по математике в 6 «а» классе школы №16 Тема: Деление положительных и отрицательных чисел Цели: (слайд 1) научить делить положительные и отрицательные числа закрепить сложение, вычитание и умножение положительных и отрицательных чисел развивать грамотную математическую речь воспитыват ...