pedagogyreview
Разное по педагогике » Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности » Профессионально-личностное развитие студента – психолога в процессе учебно–профессиональной деятельности

Профессионально-личностное развитие студента – психолога в процессе учебно–профессиональной деятельности

Страница 1

В России не существует иных форм базовой подготовки психологов, кроме вузовской системы обучения. Не смотря на то, что в настоящее время существует как очная форма обучения психологов, так и заочная, а в последнее время стала возникать и дистанционная, полноценное формирование профессионала–психолога, прежде всего, предполагает очное обучение. Это не означает невозможность попыток освоить психологию в иных формах, но студент должен отчетливо осознавать необходимость по ходу обучения и по окончании института «добирать» недостающее, прежде всего, практику, под руководством опытных профессионалов. Как бы ни был талантлив студент, как бы блестяще он не осваивал теоретические позиции, этого не достаточно, чтобы считаться психологом. В связи с этим необходимо уделять большое внимание профессиональному и личностному развитию студентов-психологов.

Под развитием чаще всего понимают изменение, которому сопутствует возникновение новых свойств, новых качеств. В некоторых случаях можно говорить о приближении к некоторому условному идеалу, возможной высшей точке, то есть речь идет об обогащении, совершенствовании, становлении. Но развитие – это не линейный процесс, устремленный «снизу вверх». Возможны кризисы, временные отступления на уже пройденные уровни, остановки, но на этом пути возможно выделение некоторой обобщающей «траектории», что и позволяет говорить о развитии. В этом смысле развитие профессионала – это процесс обретения им новых возможностей профессиональной деятельности, но речь идет не только о «технических» возможностях – знаниях, умениях; профессионал – это личность, следовательно, принимается во внимание и развитие личности.

По определению И.М. Кондакова, личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Уже в 1734 г. Х.Вольф дал дефиницию личности следующим образом: "То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс, который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. (Кондаков, псих словарь)

В современной отечественной и зарубежной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.

Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Е.А.Климов посвятили фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования проблеме развития личности специалиста в период обучения в вузе. Личностный подход в профобразовании студентов предполагает представление об абсолютной ценности личности, создании условий для целостного развития и самореализации субъектов образовательного процесса.

Протекание процесса жизненного самоопределения человека в психологической науке связывается с развитием его самопознания как психической активности, направленной им на самого себя, и с формированием внутренней позиции взрослого человека. Профессиональное самоопределение человека представляет собой формирование трудовой активности. Это значит, что профессиональное самоопределение связано с формированием зрелой внутренней (профессиональной) позиции.

Мотивация успешности обучения студентов зависит от их внутреннего психического состояния: чем в большей мере студент психически напряжен, тем в большей же мере он заинтересован в результатах своего обучения. Успешный первокурсник характеризуется большей склонностью к депрессивности, по сравнению с менее успешным, он более чувствителен, эмпатичен, интернален. Успешность обучения на втором курсе связана с его устойчивостью по отношению к трудностям и степенью консерватизма. При этом наблюдается понижение уровня самоконтроля и повышение степени собственной ответственности за жизненные достижения. Успешный третьекурсник отличается более высокими творческим потенциалом и интернальностью.

Исследованием проблем профессионального становления личности занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Так, У. Мозер, Е. Бордин, Э. Роу утверждают, что ведущая роль в профессиональном становлении принадлежит различным формам потребностей.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Особенности интересов детей – воспитанников детского дома в сфере проведения досуга в каникулярное время
Исследование проводилось на базе Моу «Детский дом №2 г. Петрозаводска в октябре – ноябре 2009 г. В нём приняли участие 15 человек детей младшего школьного возраста – воспитанников детского дома; 4 педагога, работающих в детском доме. На первом этапе опытно – экспериментальной работы также приняли у ...

Практические занятия по формированию и укреплению интереса к обучению у младших школьников
Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Способов много. Очень интересным нам показался опыт одной французской учительницы - Сесиль Лешас. «Сейчас не будем говорить об организации урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с и ...

Организация педагогической деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Анализ теоретических положений, представленных в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам разработать педагогическую технологию формирования связной речи слабослышащих дошкольников с использованием моделирования. В разработке данной технологии мы ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru