pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма и их коррекция » Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников

Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников

Страница 1

Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно.

Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт более быструю положительную динамику. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и использованием разнообразных по форме, содержанию и сложности игр и упражнений.

Придерживаясь в работе принципа от сложного к простому, рекомендуем сначала предлагать ребенку игры и упражнения более сложного (3) уровня. Если ребенок выполняет задание самостоятельно или с помощью учителя, то работа продолжается с материалом этого уровня. При возникновении затруднений ученику предлагается выполнение упражнения 2-го уровня сложности. Если ребенку недоступны игры и упражнения этого уровня сложности, то в работу включается материал 1-го уровня сложности.

Таким образом можно определить, с материалом какого уровня сложности надо начинать работу по преодолению несформированности фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

Содержание коррекционной работы

1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Коррекционная работа ведется по следующим этапам:

Первый этап. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова:

- вычленение первого ударного гласного из слова;

-вычленение последнего ударного гласного из слова;

- вычленение первого согласного из слова;

-определение последнего согласного в слове;

-определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Третий этап. Определение последовательности звуков в слове.

Четвертый этап. Определение количества звуков в слове.

Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам.

Первый этап. Выделение звука на фоне слова.

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:

1) повторить вслед за учителем слова с заданным звуком, показать карточку с соответствующей буквой;

2) показать карточку с буквой, если в слове есть соответствующий звук;

3) отобрать предметные картинки, в названии которых есть названный звук;

4) назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть указанный звук;

5) добавить слог с указанным звуком, чтобы получилось слово.

Например: го (ра), ко (ра), вед (ро), ша (ры), топо (ры), забо (ры), кама (ры).

Учитель предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук;

6) по сюжетной картинке назвать слова с указанным звуком;

7) выделить из предложения слово, включающее в себя данный звук, и показать соответствующую карточку с буквой;

8) дополнить предложение словами, в которых имеется названный звук

(с опорой на картинки). Например, учитель называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на определенный звук [р] и дополняют предложение соответствующими словами:

Мама посадила на грядке…(свекла, лук, морковь). В цирке мы видели…(лев, тигр, слон). На клумбе расцвели…(маки, тюльпаны, розы).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.

9) Игра «Лото».

Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие в себя названный звук и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквами или без буквы, обозначающей звук. Учитель называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии указанный звук, и закрывают картинку квадратиком с буквой, если в слове есть этот звук, и цветным квадратиком, если в слове нет данного звука.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Слух
Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика. Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» - различны; музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей, куда вхо ...

Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений
Проблема воспитания гуманных доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел "социально-эмоциональное или нравственное" воспитание, посвященный формированию положитель ...

Связь межличностных отношений и самосознания
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его "Я". Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представл ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru