Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности».
Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Существует три основных взгляда на сущность досуга:
деление временного отрезка на рабочее (учебное) и внерабочее (внеучебное) время, где “досуг” и “внерабочее” (внеучебное) время рассматриваются как одно и то же;
отождествление понятий “досуг” и “свободное время”;
досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, связанные с
развитием личности. Мы придерживаемся третьего подхода к пониманию досуга.
Ещё до начала XX века понятие «досуг» означало способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.
Так, например, В.И.Даль дает следующую характеристику человеку «досужему»: “досужий” – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный.
В современных энциклопедиях и словарях понятия “досуг” и “ свободное время” между собой равнозначны: “Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми”.
Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы, учёбы время. Однако ученые – исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.П. Иванов,С.М. Курганский и др.).
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:
на производственно - трудовые функции, или учебную деятельность, включая дорогу к месту работы (учёбы), и обратно;
физиологический отдых (ночной сон);
оздоровительные и санитарно – гигиенические нужды;
покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В будний день доля свободного времени у работающего, или обучающегося в учебном заведении человека – относительно небольшая величина. Это время человек может увеличивать или сокращать, затрачивать его на занятия, не связанные с досугом. Однако, если учёба или труд на производстве, а также многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. В то же время люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.
Доля свободного времени в объеме суточного времени у человека заметно возрастает в выходные дни и в отпускной (каникулярный) период. Многие стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно – досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.
В современных условиях свободное время является настоящей ценностью.
Идеология демократического общества в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека самостоятельно распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность, исходя из личных потребностей и интересов. Однако обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, поэтому оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации в сфере досуга, с другой – создает инфраструктуру его организации и проведения. Общество исходит из того, что человек должен использовать свободное время прежде всего на восстановление собственного здоровья и на развитие своей личности.
Это интересно
Методика
организации и проведения подвижной игры
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательност ...
Преимущества использования мультимедийных презентации
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх ...
Становление психологической службы на современном этапе
Для освещения данного вопроса нам необходимо дать анализ понятия "психологической службы". Проанализируем несколько определений различных авторов, ученых занимающихся данной проблемой. Психологическая служба - это система практического использования психологии для решения комплексных зада ...