Первой ступенью к развитию творческих способностей должно быть освоение теоретических (по различным дисциплинам) и практических (знание ремесел) знаний, так как это в дальнейшем станет основой интуиции, которая и лежит в основе творчества. Без знаний интуиции не бывает, считал французский физик Анри Пуанкаре. Только, когда будет дана сеть, можно начинать ловить рыбу. Чтобы что-то сделать в первый раз, нужно увидеть и понять, как это делается.
Мой личный опыт свидетельствует: если мы хотим развить определенные способности ребенка, его надо привлекать к деятельности, этому способствующей, и чем раньше, тем лучше. Данные литературы, исторические свидетельства подтверждают мои наблюдения. В.С Кузин приводит следующие интересные факты: «В 1764 г. при Академии художеств было создано "воспитательное училище", куда начали принимать мальчиков 5-6 лет. В первый же год в училище приняли 61 мальчика, причем набор осуществлялся без учета личных интересов и способностей детей. Однако из поступивших в 1764 году в "воспитательное училище" сформировались такие крупные художники, как Иван Прокофьев – профессор скульптуры, Тарас Марков – профессор живописи, Иван Тупылев – профессор исторической живописи, Иван Кранцов – художник-анималист, Федор Матвеев – известный пейзажист, Яков Герасимов (Фароронтьев) – перспективист.
Такую же картину мы наблюдаем и в последующие годы, когда из числа учеников училища, принятых в возрасте 5-6 лет, формировались замечательные живописцы, графики, скульпторы. Достаточно назвать Г.И. Угрюмова (поступившего в училище в возрасте 6 лет), А.И. Иванова (поступившего в училище в возрасте 5 лет), В.И. Демут-Малиновского (поступившего в училище в возрасте 6 лет), О.А. Кипренского (поступившего в училище в возрасте 5 лет) и т.д.
До открытия в г. Арзамасе школы рисования были известны лишь редкие случаи проявления художественных способностей у горожан и жителей окрестностей. Когда же в 1802 г. А.В. Ступин открыл в городе художественную школу, многие юноши, поступившие в эту школу, в основном выходцы из крестьян, показали себя очень способными живописцами и рисовальщиками.
Несмотря на всякие препятствия, которые чинили помещики-крепостники, многие из учеников Арзамасской школы стали в дальнейшем известными художниками. Ярким примером может служить и школа, организованная А.Г. Венециановым в 1824 г. в селе Сафоновка Тверской губернии».
Развитие творческих способностей необходимо либо стимулировать, либо опираться на внутренние причины, побуждающие к творчеству. Страх является очень действенным стимулом. Я однажды спросил у моего учителя по жизни, одного из создателя ракет средней дальности, Старожилова А.В., как он мог что-то изобретать в «обезьяннике», были такие конструкторские бюро на зонах в эпоху социализма, ответ был прост: «Дуло автомата к голове приставят – будешь». В Англии, в привилегированных учебных заведениях, до недавнего времени существовала для учеников такая мера наказания как порка. В обществе, где гуманизм провозглашен высшей ценностью, развитие человека под действием страха неприемлемо, надо искать гуманные методы.
Это интересно
Задачи и содержание ознакомления детей с живописью
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей. Живопись как жанр изобразительные искусства обращается к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира ...
Творческие способности и подходы к их развитию
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития его способностей – психических свойств и качеств личности, служащих необходимым условием высококачественного выполнения какой-либо деятельности. Для развития способностей необходимы соответствующие задатки – врожденные анатомич ...
Обучение как процесс. Взаимосвязь
с наукой
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. ...