Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия «познавательный интерес».
Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает – «важно, имеет значение». В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.
Вместе с этим, интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях. Так, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо определяют интерес как избирательную направленность внимания человека. Согласно идее Д. Фрейера интерес предстает как активатор разнообразных чувств.
В педагогических исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе . увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется». Г.И. Щукина указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.
Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности».
Целый ряд авторов рассматривает познавательный интерес как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него «жажды знаний» (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).
В работах B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейна познавательный интерес рассматривается как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира. Интерес обеспечивает стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение. Именно благодаря интересу возможно особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам.
В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.
Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес – это направленность помыслов, мыслей; потребность – желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса – стимул его дальнейшего совершенствования и углубления. Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека – не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности. Потребность – непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта, она всегда требует своего удовлетворения. Это – исходная причина деятельности. Интерес связан с необходимостью через потребность. Сложна и многообразна связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека.
Это интересно
Что такое интерактивное обучение
В современной школе существуют три основных модели обучения: пассивная, активная и интерактивная. Интерактивное обучение является разновидностью активного и имеет свои закономерности и особенности. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от «interact», где «inter» - взаимный и «act» - ...
Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами
кружковой работы
В предыдущих главах были рассмотрены вопросы теории экологического воспитания и организации кружковой деятельности в начальной школе. Для проверки эффективности разработанных нами цели, задач и гипотезы научного исследования был проведён педагогический эксперимент. Как известно, прекрасное знание т ...
Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной»
Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были ...