· сформировалось иное, чем прежде, представление о целях, задачах, структуре, содержании школьного курса информатики (многоэтапная система обучения информатике, включая ее пропедевтику в младших классах, создание профильных курсов на старшей ступени школы и т.п.);
· изучение информатики стало играть существенную роль в развитии познавательной деятельности обучаемых через освоение средств и методов применения НИТ в обучении; методы познания (моделирование, ”вычислительный” эксперимент и др.), мировоззрение, формируемые информатикой, приобрели общенаучное значение, а умения и навыки, способы деятельности, осваиваемые при ее изучении, имеют общеинтеллектуальный, общеучебный, надпредметный научный характер, входят в число важнейших компетенций современного человека.
3. В связи с постоянным нарастанием темпов информатизации образования изменился характер профессиональной деятельности учителя информатики и в связи с этим изменилсяь ”удельный вес” отдельных компонентов профессиональной подготовки учителя информатики в сторону усиления методической подготовки, отражающей ведущие компоненты деятельности учителя информатики - гностический, проектировочный и т.д. Модернизация программ методической подготовки учителя информатики должна осуществляться в соответствии с требованиями более адекватного отражения в их содержании современных тенденций развития методической системы обучения информатике в школе, ориентированная на создание научно обоснованной модели педагогической деятельности учителя информатики на базе компетентностного подхода
4. Среди направлений развития содержания школьного образования информатике, наиболее существенно влияющих на методическую подготовку учителя, наиболее значимое место занимает дифференциация и индивидуализация обучения. Дифференциация обучения информатике становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем методики. Однако она не получила должного отражения в содержании методической подготовки учителя информатики в педвузах. Необходимо раскрыть в курсе методики роль дифференциации обучения в обеспечении индивидуализации, развитии способностей, склонностей школьников, их познавательной активности, мотивации.
Реализация профильного обучения с разными ориентациями и содержанием для разных профилей обучения предполагает использование элективных курсов обучения, с чем на практике учитель сталкивается впервые и не готов к практической реализации учебного процесса на базе таких курсов. Эффективная реализация профильного обучения невозможна без внедрения в учебный процесс новых организационных форм и методов обучения (учебное проектирование, дистанционное обучение, учебно-модульная система и т.д.). Однако учитель во многом не готов к их широкому использованию.
5. Отсутствие у учителей информатики специальной и методической подготовки работы с учащимися начальной школы в области информатики и информационных технологий, реализующей специфические цели обучения на начальном звене преподавания информатики в школе.
6. Насыщение образовательного процесса средствами обучения на базе ИКТ фактически означает создание новой информационно-образовательной среды обучения, способной обеспечить достижение качественно новых образовательных результатов. Методическая подготовка учителя к профессиональной деятельности в новой среде предполагает:
·освоение им средств ИКТ в контексте содержания его будущей профессиональной деятельности и на основе использования типологии этих средств по методическим признакам;
·переход от существующего подхода к идеологии построения образовательной среды ”от дидактических возможностей средств ИКТ к поиску их места в образовательном процессе” к принципиально новому подходу – ”от потребностей развития образовательного процесса к выбору (или созданию) соответствующих средств ИКТ”.
7. В целях адекватного отражения названных выше факторов, влияющих на изменение профессиональной деятельности учителя информатики, в содержании его подготовки в педвузе обоснованы направления совершенствования действующих методических курсов и предложены программы и разработано учебно-методическое обеспечение преподавания новых курсов методической подготовки.
Это интересно
Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по
обучению монологической речи на основе сверхфразового единства
Для определения эффективности методики обучения монологической речи на основе сверхфразового единства был проведен методический эксперимент. Теоретические материалы нашего исследования использовались в учебном процессе при прохождении преддипломной педагогической практики в ГУО “ Средняя общеобразо ...
Структура личностной готовности студентов-психологов к профессиональной
деятельности
В зависимости от понятия и определения термина «личностная готовность к профессиональной деятельности» различные авторы по-разному определяют ее структуру. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, состояние готовности имеет сложную динамическую структуру и включает следующие компоненты: - мотивац ...
Выявление результативности гигиенического воспитания
младших школьников
Для выявления результативности Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 2 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе средней общеобразовательной школы №81 г. Караганды. В исследовании принимали участие 28 детей. Рассматривая состояние теории и практ ...