Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для совершенствования дикции на занятиях рекомендуется использовать специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Скороговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.
Прежде всего, мы подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Рекомендуется заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать на учебный год.
Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки - это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д
Разучивали скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно убыстряли темп. Также проговаривали скороговорки преувеличенно четко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Для активизации речевого аппарата предлагали детям произносить скороговорки беззвучно, энергично шевеля губами.
Для повторения скороговорки сначала вызывали детей с хорошей памятью и дикцией. Перед их ответом повторяется указание: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносится хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим воспитателем. На повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им овладели, мы разнообразили задания: произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, менять и темп.
Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Постепенно эти занятия разнообразились следующими приемами. Повторять скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручать разным детям. Повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: «Из-за леса, из-за гор…»; второй ряд: «Едет дедушка Егор!».
Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!». Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.
При повторении скороговорки детей периодически вызывали к столу, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответы, указывали на степень отчетливости произношения, иногда обращали внимание на качество движений губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей.
Разученные скороговорки, особенно диалогические, мы использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц («Небылицы», «Встретились два друга», «Ярмарка»).
Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезны на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.
С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, мы не просто просили детей произнести фразу, например, жалобно или восхищенно, а поощряли у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», мы стремились к тому, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.
Это интересно
Определение и методическая структура ролевой игры
К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смы ...
Процесс обучения
Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Он призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специал ...
Творческие способности и подходы к их развитию
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития его способностей – психических свойств и качеств личности, служащих необходимым условием высококачественного выполнения какой-либо деятельности. Для развития способностей необходимы соответствующие задатки – врожденные анатомич ...