2. Академик В. В. Шаронов считает, что творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой.
Опираясь на вышеизложенные характеристики творческого процесса, с определенной долей уверенности можно предположить, что специфика результатов творчества заключается в их новизне, оригинальности, а также в преобразовании явлений, вещей, процессов действительности. Необходимо отметить, что помимо новизны результата деятельности как ведущего признака творчества, следует выделить еще целый ряд признаков, характеризующих его оптимальную организацию.
Несмотря на общее понимание значения и важности творчества для успеха, в этой области существует довольно много заблуждений. Творчество – это не поделки или рисунки по образцу, это не хаотичное самовыражение. И самое важное, творческими способностями обладают далеко не единицы. Творчество–это процесс нахождения новых решений в любой области человеческой деятельности. Эти решения или идеи не обязательно должны быть новы для всего человечества, важно, чтобы они были до этого неизвестны создателю решения. При этом они должны эффективно решать какую–либо реальную задачу, например, в области производства, медицины, инвестиций, живописи или менеджмента.
Способность к творчеству свойственна всем с рождения, но теряется большинством под воздействием внешней среды. Именно внешняя среда определяет, сохранит ли человек природную искру творчества. Можно выделить два фактора, имеющих наиболее сильное влияние на формирование творческой личности:
1.Благоприятная среда. Разрешение и даже поощрение множества вопросов. Стимулирование независимости и самостоятельных разработок и решений. Ситуации незавершенности, без готовых ответов. Широкий круг общения и поощрение открытости новому опыту.
2.Неблагоприятная среда. Чрезмерная ориентация на успех, на поражения,
страх и избегание риска. Представление окружающих о креативности и независимом мышлении как отклонении от нормы. Требование и желание найти ответ немедленно. Преклонение перед авторитетами и некритичное принятие чужого мнения. Жесткое разделение понятий игры и обучения. Жесткие стереотипы половых ролей. Отсутствие гибкости по отношению к меняющимся обстоятельствам. Внешняя и внутренняя цензура, запрет вопросов и ограничение инициативы. Боязнь выглядеть оригинальным и ориентация на мнение сверстников.
Как следствие, творческая личность самостоятельно мыслит, независима, обладает широким кругозором, открыта новому опыту и решениям, не боится пробовать и справляется с неудачами, гибка в связи с меняющимися обстоятельствами и увлеченно занимается любимым делом. Все эти качества не только создают благодатную почву для рождения творческих решений, но и вносят свои весомый вклад в достижение успеха.
Любой вид деятельности человека, в котором проявляется что-то новое, не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности.
Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
В психологическом словаре деятельность характеризуется как активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, поскольку сама по себе активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Активность человека не только более многообразна - по формам, видам, сферам проявления, - но многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. А если говорить более точно, то творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Это интересно
Медиа – средства массовой информации
Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде. Мультимедиа-компьютеры – компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анима ...
Методика выявления взаимоотношений между детьми 5-6 летнего возраста
На данном этапе исследования нашей задачей является выявление особенностей межличностных отношений старших дошкольников. В психологии существуют определенные методики (условно делящиеся на объективные и субъективные), позволяющие выявить наличие данных особенностей. К объективным методикам относятс ...
Основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином "школьная дезадаптация" (или "школьная неприспособленность) фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения. При этом их описание нередко воспроизводит феноменологию, весьма схо ...