Если разрабатываемое оборудование оказывает влияние на общественную безопасность, то для осуществления такой деятельности требуется лицензия. Например, в США может потребоваться лицензия "профессионального инженера". В России лицензию на право осуществления соответствующей разработки должна получить организация-разработчик. Статья 4 Федерального Закона N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" гласит:
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Тем не менее это требование обычно не распространяется на разработку устройств для внутренних потребностей производства.
В практике отечественных производств еще с советских времён принято следующее разделение конструкторов по категориям:
без категории - выполняет простейшие работы под контролем более опытных сотрудников.
3 категория - то же, что и без категории, кроме того выполняет чертежи простейших сборочных единиц под контролем.
2 категория - то же, что и 3 категория, кроме того разрабатывает отдельные сборочные единицы невысокой сложности.
1 категория - то же, что и 2 категория, кроме того разрабатывает узлы и агрегаты по заданию ведущего.
Ведущий - разрабатывает основы конструкции, кинематики механизма, осуществляет общую координацию разработки и т.д.
Главный (генеральный) - осуществляет общее управление конструкторскими подразделениями предприятия и координацию их действий.
Влияние САПР.
В то же время развитие компьютерных технологий (прежде всего трёхмерной графики и математического моделирования) обусловило появления различных САПР - как двухмерных (например, широко известный Autodesk AutoCAD и отечественный Компас - График), так и трехмерных (например, Autodesk Inventor, SolidWorks, Pro/ ENGINEER, Bocad-3D, CATIA, отечественные САПР Компас 3D, T-FLEX CAD). САПР размывают границы между упомянутыми категориями "без категории", 3 и 2 ввиду очевидных преимуществ и возможностей, предоставляемых САПР. Например, САПР позволяют создавать модель детали в наглядном представлении и размещать ее в сборке, а также автоматически генерируют чертеж по имеющейся модели детали. Подробнее о САПР см. соответствующую статью.
Конструкторская подготовка производства.
В ответственность некоторых конструкторов входит создание прототипов, после чего прототип подвергается критике и пересмотру. Прототипы бывают действующими моделями и недействующими (макетами). Действующую модель испытывают, а имитацию используют для определения эстетических параметров, а также соответствию заданию. Определяются и устраняются все возможные несоответствия. На этом этапе конструкторская разработка изделия завершается, конструкторская документация передается в технический архив. Далее специалист по подготовке производства совместно с инженером-технологом разрабатывают техпроцесс. Также на этом этапе начинается разработка упаковки.
Когда после многочисленных изменений прототип завершён и детали изготовлены, начинается сборка опытного образца. Ведущий конструктор изделия совестно с инженером по качеству и начальником сборочного цеха обсуждают замечания по опытному образцу и проблемы в процессе сборки. Также часто используются статистические методы контроля. Вариации изделий соответствуют определенным аспектам техпроцесса и взаимно уничтожаются. Наиболее общий используемый показатель - коэффициент производительности процесса Cpk. Показатель Cpk = 1.0 считается минимальным для постановки изделия в производство.
Требования к образованию.
От конструктора, как правило требуется следующее:
квалификация инженера-конструктора или опыт работы по этому направлению несколько лет (как правило, 2-5 лет);
знания основных ("типовых") конструкций и их элементов по тематике разработки;
знания приемов создания технологичных, экономичных и эффективных конструкций;
знания основных технологий и способов производства.
В других странах для соискателей выдвигаются аналогичные требования:
звание бакалавра наук по конструированию в аккредитованном образовательном учреждении;
опыт или знание методов конструирования, технологии производства.
Это интересно
Технология создания мультимедиа
Существует достаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных мультимедийных средств обучения (МСО). При этом при создании и последующем педагогическом использовании МСО следует соблюдать несколько основных технологических рекомендаций, способст ...
Основы профориентационной работы с выпускниками
ССУЗов
Профориентация – это помощь клиенту в выборе профессий, наиболее соответствующих его интересам, возможностям, а также пользующихся спросом на рынке труда. Ответственность за решения в этом случае лежит на клиенте. Задача же профконсультанта заключается в предоставлении клиенту условий, способствующ ...
Методические аспекты использования форм и приемов развития
познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формировани ...