В исследовании приняли участие - в гр. Ит-01 - 29 человек, ИТ-02 - 22 человека, ИТ-03 - 19 человек. При сравнении данных исследования учащиеся гр. ИТ-01 и ИТ-02 являются контрольными группами, учащиеся гр. ИТ-03 - экспериментальной группой.
Цель исследования: изучение динамики взаимоотношений учащихся с преподавателями, куратором, директором школы.
Использованные методики:
1. Методика "Изучение отношения к учению и к учебным предметам"
Методика разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
2. "Неоконченные предложения" - для изучения отношений в системе "учитель - ученик", модифицирован автором.
Анализ полученных результатов.
Все полученные данные по группам сведены в таблицы.
Основные выводы.
Выбор любимых предметов по классам существенно отличается.
Если в гр. ИТ-01 ребята больше отдают предпочтение предметам, требующим интеллектуального напряжения, целенаправленности, предполагающие развитие не конкретных навыков, а обобщенных систематических знаний и представлений (алгебра, литература, история), то в гр. ИТ-02 и гр. ИТ-03 выбирают такие предметы как физкультура, труд.
Среди нелюбимых предметов обращает на себя внимание выбор всеми классами предмета химии, что позволяет предположить неблагополучие в отношениях с самим педагогом, а не только трудное усвоение самого предмета.
Отношение к предметам учащиеся всех групп объясняют, с одной стороны тем, что предмет интересен (неинтересен), что свидетельствует о развитости учебно-познавательного мотива, с другой стороны тем, что нравится или не нравится, как преподает и интересно (не интересно) объясняет учитель, это подчеркивает важность эмоциональных отношений, фиксированность на личности педагога.
Такие результаты позволяют предположить определенную инфантильность учащихся, построение взаимоотношений в эмоционально-оценочном контексте. Лишь немногие определяют свое отношение к предмету, исходя из его необходимости для будущей работы, жизни (широкий социальный мотив), для поступления в ВУЗ, развития общей культуры (позиция долга и ответственности).
Личность взрослого, педагога на этом возрастном этапе осознается в новом качестве: партнера и друга, что предполагает равенство позиций. Если этого не происходит, то конфликтные отношения в системе "учитель - ученик" неизбежны.
Принципиальных отличий между группами в выборе утверждений по отношению к любимым предметам не выявлено. По отношению к нелюбимым предметам имеются некоторые отличия (см. таблицы 1,2). Так, например, в гр. ИТ-01 и гр. ИТ-02 1-2 места занимают такие утверждения как: "не нравится как преподает учитель", "предмет трудно усваивается", в то время как в гр. ИТ-03 на второе место выходит широкий социальный мотив "предмет не нужен для будущей работы" и не высказывается отрицательного отношения к преподаванию предмета. Это, конечно, может определяться не высокой социальной зрелостью детей и принятием ответственности за свое образование, а их практической направленностью.
Изучение взаимоотношений в системе "учитель-ученик" позволяет отметить следующее.
Учащиеся гр. ИТ-03 класса при ответах на предложение "Считаю, что большинство учителей…" чаще дают положительные утверждения, чем учащиеся контрольных групп (см. таблицу 3). Несмотря на общую положительную оценку своих педагогов, учащиеся гр. ИТ-03 отмечают, что в последнее время отношения с учителями ухудшились, в то время как учащиеся гр. ИТ-02 и гр. ИТ-01 никаких изменений не отмечают.
Отношения с директором все учащиеся определяют как нейтральные, при этом в гр. ИТ-03 классе наибольшее количество учащихся дают подобные ответы - 71,5%, в гр. ИТ-01 таких учащихся - 39,3%, в гр. ИТ-02 - 50,1%.
Таким образом, при изучении психолого-педагогического климата в системе отношений "учитель-ученик" большинство учащихся гр. ИТ-03 не отмечают негативного отношения к себе со стороны педагогов и директора школы, однако ситуативное ухудшение во взаимоотношениях ими наблюдается.
Это интересно
Методика обучения монологической речи на основе
сверхфразового единства на уроках английского языка
Рассмотрим монологическую речь как объект обучения. Заметим, что монологическим высказыванием мы будем называть такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Монологическое высказывание может быть разного уровня: 1) слово (словоформ ...
Возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка
При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: ü самосохранения (страх); ü в свободе движения (гнев); ü в получении специфически ...
Обучение связной речи
Овладение связной монологической речью — одна из главных задач речевого развития ребенка. Однако ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, при формировании которой используется метод беседы. Диалогическая форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ ...